Линки доступности

Эбола: российский аспект


Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович: «Инфекция не знает ни границ, ни политических препятствий»

МОСКВА - По оценкам Всемирного банка, если эпидемию лихорадки Эбола не удастся остановить, миру будет нанесен ущерб в размере 32,6 млрд долларов. Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович предупреждает, что бороться с распространением смертоносного вируса следует всем.

О том, как Россия готовится к возможности начала эидемии Лариса Попович рассказала в эксклюзивном интервью Русской службе «Голоса Америки».

Виктор Васильев: Все ли, на ваш взгляд, делается в России для того, чтобы не допустить распространения Эболы?

Лариса Попович: Любые специалисты могут сделать все необходимое. Но если люди будут вести себя легкомысленно, это не даст нужного эффекта. К сожалению, никто не застрахован от инфекции – инфекция не знает ни границ, ни политических препятствий. Вы видите, что в Испании, несмотря на все санитарные нормы, заражение произошло в больнице, где, казалось бы, все строго соблюдается. Что касается России, то действительно Роспотребнадзор сейчас установил довольно жесткие рамки контроля. Проверяется санитарное состояние больниц, жесткий надзор введен в аэропортах.

Но проблема в том, что наши граждане удивительно легкомысленно относятся к своему здоровью. Я месяц назад говорила, что нужно воздерживаться от любых поездок в Африку. К сожалению, число туристических поездок не уменьшилось - пусть и не в Съерра-Леоне, но в другие африканские страны. А внутри континента передача вируса весьма и весьма возможна.

Хорошая новость заключается в том, что в России есть своя собственная сыворотка. Наша страна занимается проблемой Эболы очень много лет – еще с 1970-х годов. У нас имеются здесь довольно хорошие наработки. Мы просто с ними не выходили с ними, потому что в этом не было необходимости, вирус был очень локален.

Тем не менее, это не означает, что не нужно бояться этой напасти и не быть осторожным. Любая инфекция, повторюсь, во многом результат легкомысленного поведения. Самое главное в истории с распространением Эболы – это, конечно, личная гигиена, соблюдение осторожности и сокращение контактов с потенциально возможными источниками заражения.

В.В.: Насколько российская сыворотка близка к изготовлению в больших масштабах?

Л.П.: Для того, чтобы это случилось, чтобы ее зарегистрировали, она должна пройти этапы клинических испытаний, прежде всего, на добровольцах, а потом – на больных. Мы не завершили все стадии испытаний, потому что в этом не было необходимости. Но экспериментально сыворотка показала у нас очень хорошие результаты.

Пока не было оснований для ее коммерческого выпуска. Ровно поэтому, кстати, вакцины нет нигде в мире. Никому не хотелось вкладывать в нее большие деньги. Зачем было ее производить, кого лечить? Африка нас, к слову, ни о чем не просила. Но если вдруг что-то случится, то, конечно, мы препарат быстро сделаем. Другой вопрос, что не хотелось бы допустить развитие ситуации до этого.

В.В.: А как обстоят дела в России с экономическим обеспечением исследований, подготовкой кадров?

Л.П.: Изыскания по этой теме проводились в рамках фундаментальных исследований. Фундаментальная наука у нас финансируется недостаточно хорошо, как, собственно, и везде в мире. При этом в России есть очень интересные центры, изучающие особо опасные инфекции, в Новосибирске и близ Сергеева Посада. Квалификация наших специалистов очень высокая. Мало того, мы консультируем зарубежных специалистов. Сейчас российские ученые работают в Африке по локализации Эболы.

В.В.: Нужна ли сегодня международная кооперация усилий на этом направлении?

Л.П.: Мне кажется, что ситуация настолько серьезная, что сейчас нужно забыть о всяких политических компонентах и действительно объединиться в борьбе против этой абсолютно новой угрозы. Потому что она реальна и очень серьезна. Насколько я знаю, мы уже предлагали международной общественности объединиться и сделать общие препараты.

В принципе, в медицине присутствует меньше политических моментов. Но пока, тем не менее, общая ситуация не позволяет соединить усилия плодотворно и продуктивно. К сожалению, политика отрицательно влияет на этот гуманитарный аспект. Считаю, что это абсолютно неправильно. Вообще, медицина должна быть вне политики. Конечно, нужны совместные усилия. Потому что есть интересные наработки и у американцев, и в Европе, и у нас.

Выпустить вместе сыворотку, разделив затраты, было бы разумно. Потому что сделать это одной стране очень дорого. Совместными усилиями, разумеется, можно было бы быстрее локализовать и победить эту напасть. Не случайно сейчас ВОЗ объединяет усилия разных стран. В Африке работают специалисты отовсюду. Но, все равно, распространение инфекции продолжается.

XS
SM
MD
LG