Линки доступности

Афганский Высший совет мира предлагает Талибану прямые переговоры


Глава МИДа России Сергей Лавров на конференции по Афганистану в Москве
Глава МИДа России Сергей Лавров на конференции по Афганистану в Москве

Представители сторон встретились на конференции по Афганистану в Москве

Члены Высшего совета мира Афганистана в пятницу встретились с представителями Талибана на конференции в Москве и вновь озвучили предложение президента Ашрафа Гани о проведении переговоров без предварительных условий.

Встреча представителей стран региона, нацеленная на поиск путей прекращения конфликта в Афганистане, впервые проходит при участии Талибана.

«Мы обсудили возможность прямых переговоров с представителями Талибана и попросили их выбрать место и время начала переговоров», – сообщил официальный представитель Высшего совета мира Эхсан Тахири, заявление которого цитирует российское информагентство «РИА Новости».

Высший совет мира предлагает Талибану прямые переговоры
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:38 0:00

Западные государства с подозрением относятся к московской конференции, считая, что Россия пытается вмешаться в процесс, руководить которым, по их мнению, должен сам Афганистан.

В феврале Гани уже предлагал Талибану провести переговоры без предварительных условий, однако талибы, считающие афганское правительство марионеточным, отказались, заявив, что готовы вести дела лишь с США.

Тем временем спецпосланник США по Афганистану Залмай Халилзад готовится провести очередной раунд переговоров с представителями Талибана в Катаре.

Комментарий экспертов

Как известно, талибы отказываются контактировать напрямую с правительством в Кабуле, , однако пошли на контакт с его представителями в лице Высшего совета мира Афганистана. Для чего же тогда нужен «московский формат», если на этой встрече не предполагается ни наведения мостов между противоборствующими сторонами, ни достижения конкретных договоренностей?

Главный научный сотрудник Института Европы, востоковед Александр Шумилин считает, что конференция необходима, чтобы обозначить роль России в Афганистане через участие в политическом урегулировании.

«Кампания по усилению этой роли началась уже довольно давно, - констатировал он в интервью Русской службе «Голоса Америки». - И во многом она идет в противовес усилиям США, которые ведут и на поле, и вне его свой политический трек. Пока американцы не предложили собственный переговорный формат по урегулированию. Но в Вашингтоне, очевидно, хорошо осознают, что Москва ведет самостоятельную игру, и относятся к этому с понятной настороженностью».

Отсюда – сдержанная позиция Вашингтона, считает политолог, ограничившегося лишь тем, что на конференции в качестве наблюдателя присутствовал представитель посольства США в России. По его мнению,главное противоречие между Москвой и Вашингтоном по Афганистану не имеет непосредственного отношения к вопросу мирного урегулирования.

«Формально их позиции похожи, обе стороны поддерживают законное правительство, - добавил он. - Но за этим кроется стремление России усилить свое влияние в регионе, чтобы регулировать происходящие там процессы в случае неожиданного ухода США из Афганистана. Ведь нет никаких гарантий, что не появится какой-нибудь новый Обама и не скажет: завтра мы оттуда уходим. Кроме того, в Кремле хотели бы минимизировать влияние американцев на страны Центральной Азии через Афганистан».

Короче говоря, противостояние между США и Россией носит геополитический характер в связи с Афганистаном, а не из-за расхождений по поводу вариантов урегулирования ситуации здесь, резюмировал Александр Шумилин.

В свою очередь, директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар полагает, что главная «сенсационность» конференции заключается в присутствии на ней представителей политического крыла «Талибана».

«Талибы реально впервые согласились приехать на такого рода площадку, получили возможность высказаться здесь, - подчеркнул он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – В этом смысле конференция, безусловно, усилила их позиции. А как это отразится на ситуации, покажет жизнь».

Вместе с тем афгановед признал, что любой переговорный процесс – это всегда шаг вперед: «Разумеется, было бы наивно ожидать от одного раунда переговоров каких-то практических результатов, которые могли бы оказать заметное влияние на ситуацию внутри Афганистана. Но я думаю, что это очень хорошее начало. По крайней мере, московский формат сильно отличается от всех остальных, которых было не мало. И, скорее всего, он будет продолжен».

Омар Нессар также же заметил, без США невозможно полноценное мирное урегулирование в стране.

«С другой стороны, Вашингтон сейчас вряд ли может рассчитывать на посредническую роль в этом конфликте, потому что является одной из основных его сторон. Раньше США упрекали Москву за контакты с Талибаном. Но это больше напоминало противостояние в рамках геополитического соперничества. Видимо, сейчас в Вашингтоне начали осознавать, что они не могут полностью контролировать этот процесс (переговоров с талибами). А раз так, то надо исходить из принципа: если не можешь контролировать процесс, лучше его возглавить или принять в нем участие», - заключил политолог.

XS
SM
MD
LG