Линки доступности

Россия-Китай: партнерство и зависимость


Владимир Путин и Си Цзиньпин
Владимир Путин и Си Цзиньпин

Эксперты анализируют итоги визита Си Цзиньпина на празднование Дня Победы в Москву

По итогам празднований в Москве, посвященным 70-летию победы в Великой Отечественной войне, председатель КНР Си Цзиньпин может быть назван самым дорогим гостем для президента России Владимира Путина. Практически все время во время парада на Красной площади Путин и Си Цзиньпин общались, сидя рядом. Парадный расчет армии Китая, принимавший участие в параде, был самым представительным из всех иностранных воинских подразделений – он включал в себя представителей всех основных родов войск китайских вооруженных сил. Интенсивному общению российского и китайского лидеров 9 мая предшествовали переговоры, проведенные накануне и завершившиеся многочисленными договоренностями.

По их итогам лидеры двух стран подписали совместное заявление «об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и продвижении взаимовыгодного сотрудничества», а также «о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса «Шелковый Путь».

Кроме того, было подписано немало договоренностей на уровне министров и государственных компаний: в частности, российский банк и Экспортно-импортный банк Китая, заключили соглашение об открытии кредитной линии на сумму 3 миллиарда юаней, Китай согласился инвестировать в проект железнодорожной высокоскоростной магистрали Москва-Казань около 300 миллиардов рублей, а руководители МИД России и Китая Сергей Лавров и Ван И подписали соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

В тот же день, 8 мая, Китай в российском информационном поле затмил практически все остальные темы: по государственному телевидению был показан документальный фильм «Россия и Китай. Сердце Евразии», в котором Владимир Путин оценил отношения с восточным соседом как «беспрецедентные». Кроме того, в новостях широко освещается визит отряда боевых кораблей военно-морских сил Китая в Новороссийск с напоминанием о том, что позже должны состояться первые российско-китайские морские учения в Средиземном море.

Очевидно, что Москва изо всех стремиться подчеркнуть особый для нее статус Китая как внешнеполитического и внешнеэкономического партнера. Насколько Китай готов воспринимать Россию в этом партнерстве как равную сторону? На этот вопрос отвечают российские эксперты-востоковеды.

Сергей Луконин: Россия закрепляется в роли поставщика ресурсов в Китай

Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин полагает, что одним из основных успехов Китая в воздействии на Москву является то, что Китай «успешно продвигает свою политику экономического Великого Шелкового Пути, и за счет инвестиций поддерживает темпы экономического роста своей собственной экономики, а также расширяет долю юаня в международных расчетах».

При этом эксперт отмечает, что, «несмотря на все амбициозные заявленные инвестиционные проекты, Китай достаточно жестко отстаивает условия поставок своего собственного оборудования, своих собственных технологий, в том числе и по финансовым вопросам».

«Россия закрепляется в роли поставщика ресурсов в Китай, для обеспечения его потребностей. Мы занимаем явно ведомую роль в китайских проектах. Я думаю, что получать китайские деньги будет не так просто, как нам кажется, жесткие условия будут теперь всегда. Например, как действовал Китай в Африке и, частично, в странах Латинской Америки? Приходил и заваливал всех деньгами, вопрос окупаемости и эффективности этих инвестиций в предыдущее время особенно там не поднимался. Но сейчас в Китае идет антикоррупционная кампания, очень активно обсуждают вопрос эффективности госкомпаний, которые как раз и осуществляют инвестиции за пределы Китая. Сейчас эффективность инвестиций, сроки их окупаемости и гарантии их окупаемости будут одними из ведущих критериев, на которые в Китае будут обращать внимание при разрешении инвестировании за границу», – полагает Сергей Луконин.

Эксперт уверен, что Китай очень осторожно будет относиться к сотрудничеству с российскими компаниями, попавшими под западные санкции: «Я предполагаю, что если есть отделение какой-либо транснациональной китайской корпорации в России, и оно начинает сотрудничать с российской компанией, которая попала в санкционный список, то у отделения той же китайской компании, которое находится в Евросоюзе, могут начаться проблемы. Я думаю, что этот вопрос будет рассматриваться очень подробно китайской стороной».

Вывод Сергея Луконина таков: «На политический союз Китай с Россией не пойдет, на военный – тоже. Но использовать фактор России в своем взаимодействии с США Китай будет. А мы этого сделать не сможем, потому что мы более зависим от Китая, чем Китай от нас. Но при этом мое впечатление таково, что между Путиным и Си Цзиньпином, видимо, налаживается личный диалог».

Алексей Малашенко: возможно подключение ЕАЭС к «Шелковому Пути»

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки», что сегодня во взаимодействии России, Китая и стран Центральной Азии возникает интересная ситуация: «Если бы мы обсуждали эту тему еще полгода назад, то больший упор можно было бы сделать на конкуренцию, на соперничество России и Китая за Центральную Азию, конкретно– за Казахстан, за Киргизию, за Таджикистан. А вот сейчас, с моей точки зрения, наметились некие другие тенденции, потому что если раньше в Пекине слово «евразийство» вообще не упоминалось, там говорилось только про Азию, то за последние полгода этот «евразийский элемент» вошел в политический обиход, в политическую фразеологию».

«Китайцы признают, что можно эту идею «евразийства» каким-то образом использовать и подчинить ее себе, своему проекту Великого Шелкового Пути», – убежден эксперт фонда Карнеги.

«Такое ощущение, что что-то может быть построено на подключении Евразийского Союза, ЕАЭС, к этому китайскому проекту. Потому что если мы посмотрим на объемы производимой продукции, если мы посмотрим на темпы развития, то окажется, что Евразийский Союз намного меньше Китая. Китайцы, как тактичные люди, не о подключении говорят, а именно о сотрудничестве, что очень устраивает Путина. Но в любом случае, это сотрудничество между кашалотом и рыбой меньшей величины, и какие бы ни были амбиции у России, в конечном счете, ей придется подстраиваться под Китай», – делает вывод Алексей Малашенко.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG