Линки доступности

Исследователи: Россия и Китай систематически испытывают терпение Запада


Пекин и Москва проверяют реакцию Запада на разные формы агрессии

ЛОНДОН – Россия и Китай наряду с некоторыми другими странами пытаются испытать на прочность решимость традиционных держав.

К такому выводу пришли эксперты из лондонского Международного института стратегических исследований.

По их словам, такие страны постоянно проверяют терпимость Запада к разным формам агрессии, от опосредованных войн до кибератак.

Российские военные на этой неделе захватили три украинских судна в Азовском море, у берегов Крыма – территории, которую Москва аннексировала в 2014 году.

В Кремле настаивают, что это российские территориальные воды, однако по заключенному в 2003 году соглашению между Москвой и Киевом, они считаются общими.

Украина возмущается, что ей отрезан путь в собственные черноморские порты. Построенный Россией мост, который соединяет ее территорию с Крымом, ограничивает размеры кораблей, которые могут проходить через Керченский пролив.

Цель такого поведения – «менять фактическое положение дел», в рамках стратегии стресс-тестов для Запада, которую проводит Кремль, отмечает один из авторов исследования, Ник Редман.

«Они испытывают терпение, нащупывают слабые места, проверяют решимость других государств действиями, которые в целом агрессивны, но не достигают уровня, который очевидно требовал бы военного ответа», – отметил Редман.

По словам исследователей, в мире идет состязание между «устоявшимися» державами и странами, которые бросают им вызов.

Иран также обвиняют в проведении подобных проверок, в том числе путем использования Корпуса стражей Исламской Революции и марионеточных сил по всему Ближнему Востоку для дестабилизации таких стран, как Сирия.

Действия Пекина в Южно-Китайском море тоже рассматриваются как часть стратегии, призванной испытать решимость Запада на этой арене.

«Китай использует не ВМС, а береговую охрану или другие ресурсы, чтобы медленно сдвигать границы допустимого в Южно-Китайском море, – подчеркнул Редман. – Очевидно, строительство островов и развитие инфраструктуры в этом регионе – способ менять фактическое положение дел, не вступая в прямую конфронтацию с кем-либо».

Так как же следует реагировать тем, в чей адрес направлены эти действия?

Редман приводит в пример реакцию Великобритании на попытку отравить бывшего двойного агента Сергея Скрипаля на ее территории, в которой Лондон обвинил российскую спецслужбу ГРУ.

«Мы наблюдали мощный, асимметричный ответ, – сказал Редман. – Санкции, высочайший уровень солидарности среди союзников в плане высылки дипломатов, а затем последовала проводившаяся в течение нескольких месяцев информационная операция по разоблачению деятельности ГРУ».

По словам авторов исследования, новая эра геополитической конкуренции требует выработать новые правила международного поведения, однако согласовать такие глобальные будет непросто.

XS
SM
MD
LG