Линки доступности

Ксенофобия и репрессии против мигрантов - испытанный инструментарий Кремля


После прибытия авиарейса Москва-Бишкек в Международный аэропорт Манас. Архивное фото. 29 марта 2022.
После прибытия авиарейса Москва-Бишкек в Международный аэропорт Манас. Архивное фото. 29 марта 2022.

В России под предлогом обеспечения безопасности усилилось давление на мигрантов

В Таджикистане начали допрашивать родственников обвиняемых в теракте, совершенном в «Крокус Сити Холле», передает Радио Свобода во вторник, 26 марта. Тем временем российские медиа сообщают, что во вторник был арестован восьмой задержанный по делу о теракте.

Всего, по данным российских источников, под следствием уже находятся по меньшей мере 11 человек, большинство из них – выходцы из Таджикистана, есть также уроженец Кыргызстана.

По уровню ВВП на душу населения Таджикистан остается единственной страной на постсоветском пространстве, которая по классификации Всемирного банка оказалась в категории стран с низким уровнем доходов. Согласно оценкам ООН, в ней страдает от недоедания около 30%.

Между тем число жертв теракта в "Крокус Сити Холл", по официальным данным, достигло 139, раненых – свыше 180, некоторые из них в тяжелом состоянии.

На фоне трагедии российские власти решили еще больше ужесточить контроль за притоком мигрантов в страну, сообщили накануне СМИ со ссылкой на источник в МИД России.

Пока это вылилось, например, в то, что граждан Кыргызстана, приземлившихся в Шереметьеве вечером в субботу, 24 марта, больше суток продержали в аэропорту. Телефонные обращения застрявших пассажиров в посольство своей страны в Москве ничего не дали. Вскоре после этого Министерство иностранных дел Кыргызстана рекомендовало согражданам воздержаться от посещения дружественной России без крайней необходимости.

В свою очередь, таджикская диаспора в России в ввиду всплеска преступлений ксенофобского характера обратилась к соотечественникам с призывом сохранять повышенную осторожность и подготовила для них список рекомендаций.

Обеспокоенность таджикского сообщества в РФ вполне обоснована. Так, в Калуге неизвестные (следовательно, безнаказанные) избили трех граждан Таджикистана, одного из них госпитализировали. Помимо того, в различных регионах РФ клиенты начали массово отказываться от услуг таксистов таджикской национальности.

Налицо и другие факты ксенофобии. Под общую гребенку попадают все «чужаки» из Центральной Азии. В торговых центрах Екатеринбурга местные силовики потребовали от арендаторов предоставить списки сотрудников из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. В противном случае – штраф.

Также в рамках кампании по обеспечению безопасности полиция по всей стране, не исключая Москвы, проводит рейды по общежитиям и другим местам проживания мигрантов.

Это типичная показуха, возникшая на медийной волне после теракта, считает экономический обозреватель Семен Новопрудский. По его мнению, федеральная власть делает вид, что решительно реагирует на события, чтобы хоть как-то оправдаться за провал спецслужб и успокоить население.

«Так было и после прошлых резонансных терактов в Московском регионе, – напомнил он в комментарии «Голосу Америки». – Эффективность этих мер никого не волнует. Похоже, всё в итоге так и сведется только к преследованию трудовых мигрантов. И это притом, что они критически важны для некоторых отраслей российской экономики на фоне нарастающего дефицита кадров на рынке труда, особенно в строительстве. Россия просто не может позволить себе остаться без дешевой наёмной рабочей силы».

Поэтому скорее всего одновременно сохранится, если не усилится, тренд на ксенофобию, и продолжится практика завоза мигрантов, в том числе нелегальных, предположил Семен Новопрудский: «Российские силовики, причём разные – и полиция, и миграционная служба, и ФСБ – привыкли делать бизнес на мигрантах, и отучить их от этого будет трудно. Кроме того, властям надо постараться не разжигать бытовую ксенофобию на уровне обычных людей. Но еще большой вопрос – удастся ли это и в какой мере».

А государствам Центральной Азии давно пора думать о том, как уменьшить миграционные потоки и зависимость от России, подчеркнул обозреватель: «Для них такая зависимость – реальная угроза национальной безопасности. Но у Таджикистана, например, тут мало возможностей, и портить отношения с Россией они не будут ни при каких обстоятельствах. В Таджикистане – крупная российская военная база. К тому же эта страна очень зависима от трудовой миграции в Россию, а под боком у неё Афганистан, где правят талибы – злейшие враги Душанбе».

Однако надо учитывать, что продолжение репрессий в России против выходцев из центральноазиатских республик может привести к обострению радикализма в регионе, чем воспользуются исламистские группировки, включая «Вилаят Хорасан», резюмировал Семен Новопрудский.

После провала спецслужб в контексте теракта в «Крокусе» российским властям требуется как-то канализировать недовольство граждан, отмечает приглашенный исследователь Центра восточных исследований Тартуского университета Борис Долгин. Поэтому, на его взгляд, они нарочито пытаются подемонстрировать свою жесткость.

«Мигранты – не самый желательный, но и далеко не худший из возможных объектов реакции на ситуацию, – уточнил собеседник «Голоса Америки». – Во всяком случае лучше давить на них, чем на спецслужбы. При этом понятно, что “лучший” (для Кремля) вариант – перевести стрелки на Украину, которая якобы может стоять за этим терактом. Но сделать это не представляется возможным в силу отсутствия какой-либо доказательной базы».

Власти выбрали самый легкий путь, заметил Борис Долгин: «Вместо того, чтобы по-настоящему заниматься профилактикой терроризма и работать в сообществах, где могут быть распространены радикальные исламистские идеи, они выбрали козлами отпущения трудовых мигрантов. Вообще, кажется, что практическое решение проблемы заботит Кремль куда в меньшей степени, чем правильная идеологическая подача произошедшего и желание обезопасить себя от негативных эффектов в общественном мнении».

Другой вопрос, что сами власти, как представляется, должны понимать всю опасность «мигрантофобии», рассуждает эксперт: «И пока наиболее резкие “рецепты улучшения” ситуации исходят больше от российских пропагандистов и Z-патриотов. Для Москвы важнее не допустить обострения отношений с государствами Центральной Азии. Но страны этого региона находятся в довольно щекотливом положении. Потому что, с одной стороны, им надо реагировать на факты мигрантофобии, а с другой – они не могут себе позволить слишком резких движений, имея фактически в качестве заложников миллионы соотечественников, работающих в России».

Между тем бытовое насилие по отношению к выходцам из центральноазиатских стран, которое наблюдается в России, это, помимо прочего, служит питательной средой для радикалиции в самых разных формах, в том числе и исламистской, заключил Борис Долгин.

Форум

XS
SM
MD
LG