Линки доступности

Почему Минфин отказал Путину или «Хватит кормить Кавказ!»


На Манежной площади в Москве группа старейшин из Кабардино-Балкарии устроила акцию протеста против насилия и нарушения прав человека в этой северокавказской республике. Архив: ноябрь 2010г.
На Манежной площади в Москве группа старейшин из Кабардино-Балкарии устроила акцию протеста против насилия и нарушения прав человека в этой северокавказской республике. Архив: ноябрь 2010г.

Российская политика и экономика в свете программы развития Северного Кавказа

Широко рекламируемая программа правительства России по социально-экономическому развитию Северного Кавказа не получила одобрения Министерства финансов. «Мы даже не можем серьезно обсуждать такие подходы. Мы не согласуем в таком объеме программу. Все будет в пределах бюджета», – цитирует российское агентство «Интерфакс» заместителя министра финансов Татьяну Нестеренко.

Программа, разработанная и представленная Министерством регионального развития, была одобрена правительством, а специальную комиссию по развитию Северного Кавказа, утвержденную в декабре 2010 года, возглавил Владимир Путин. Согласно программе, регион до 2025 года должен получить около 4 триллионов рублей, 2,7 из которых должны были быть выделены из федерального бюджета. Сумма в три раза превышает бюджетный проект Минфина.

Вопрос бюджетной поддержки Северного Кавказа, как показали протестные выступления в Москве в апреле этого года, россияне воспринимают болезненно. Анализ данных, опубликованных на официальном сайте Минфина, показывает, что опасения россиян об излишнем финансировании регионов Кавказа преувеличены. Согласно плану, федеральный бюджет намерен выделить на развитие Северного Кавказа 23 миллиарда рублей в 2012 году и меньше 6 миллиардов в 2013 году.

Для сравнения, на развитие Дальнего Востока и Байкальского округа будет выделено около 59 миллиардов. А самые значительные статьи расходов: на обеспечение обороны – около 900 миллиардов ежегодно, и на управление финансами – по одному триллиону ежегодно.

Данные о госдолге регионов на июль 2011 года тоже не ставят регионы Северного Кавказа в число крупных должников. К примеру, Центральный округ (включая Москву) должен федеральному бюджету почти 508 миллиардов, Приволжский – 245 миллиардов, а Северо-кавказский, включая все республики, – меньше 22 миллиардов. При этом, меньше всего долгов у Ингушетии и Кабардино-Балкарии, а Северная Осетия, Ставропольский край и Чечня задолжали почти одинаковую сумму – около 5,5 миллиардов.

Паника и финансовый кризис – Россия не исключение

Профессор Гарвардского университета Маршалл Голдман рассматривает ситуацию с отказом Минфина финансировать программу развития Северного Кавказа в разрезе глобальных процессов. Профессор Голдман полагает, что ситуация показательна, так как предполагает существование реальных проблем внутри российской экономики и бюджетной политики.

«Конечно, нельзя рассматривать эту ситуацию без учета глобального контекста – нервозность в мире финансов, конечно, мотивирует экстраординарную осторожность ответственных чиновников и в России», – сказал профессор «Голосу Америки».

«Удивительно, что программа, одобренная премьер-министром, не нашла поддержки в министерстве финансов, еще более удивительно, что эта информация стала публичной», – отмечает Маршалл Голдман.

Профессор делает вывод о возможной несогласованности на различных уровнях власти: «Видимо, проблемы людей, принимающих повседневные решения, не всегда находят понимание в правительстве, трудно себе представить, чтобы чиновники более низкого уровня могли принимать подобные решения, не имея на то очень серьезных оснований».

Экономику России профессор считает достаточно уязвимой. Он также отмечает, что процессы в мире финансов часто очень зависят от психологического настроя участников, страх передается как цепная реакция: «Финансовый кризис в одном уголке планеты может вызвать каскад кризисов по всему миру. Я пришел к пониманию этого после работы в совете банка, когда пессимизм одного клиента, в конечном счете, привел к банкротству целой компании», – объясняет профессор Голдман.

Паника в финансовом мире, по мнению Маршалла Голдмана, – самая большая опасность, потому что именно она служит истиной причиной кризисов. И Россия, в этом смысле, не исключение, она также не застрахована от финансового коллапса.

«Распил, откат, занос» – как технология освоения средств

Эксперт Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Сергей Маркедонов анализирует ситуацию с точки зрения внутриполитической ситуации в России и называет невозможность финансового обеспечения правительственной программы развития Северного Кавказа «вполне ожидаемым и оправданным явлением».

«Эти широко разрекламированные планы, на мой взгляд, не вписываются в общий контекст экономической ситуации в России», – отмечает Маркедонов. Эксперт указывает на тот факт, что и ранее чиновники Минфина РФ пытались «открыть правительству глаза на эту проблему».

Северный Кавказ, в силу особенностей отношений с Центром, по мнению Маркедонова, должен быть встроен в общий план экономического развития страны, либо должен быть выделен в особый регион – «государство в государстве», для которого «нужно придумывать особые правила игры», которые на другие регионы не распространяются.

Суть проблемы, считает эксперт, даже не в количестве денег, а в коррупции и политической нестабильности региона: «До тех пор, пока технология расходования средств будет базироваться на трех принципах: распил, откат, занос, – любые деньги успеха не принесут. Нужно сначала создать прозрачную схему расходования и отчетности, и только после этого можно говорить об эффективности».

Экономические меры, как говорит Маркедонов, не помогут Москве преодолеть сложности на Северном Кавказе: «Есть серьезнейшие проблемы с политикой, с идентичностью. Необходимо минимизировать угрозу терроризма. Идеологическая стратегия не выдерживает критики – за деньги вы не убедите человека на Северном Кавказе считать себя гражданином России».

Вместе с тем, аналитик не склонен усматривать политическую подоплеку в заявлении Минфина, которое, как он полагает, все-таки было «здоровой реакцией бухгалтеров» на финансово несостоятельный проект, предназначенный не столько для реализации, сколько для «пиара Владимира Путина».

О событиях на российском Кавказе читайте в спецрепортаже «Кавказ сегодня»

  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG