Линки доступности

Ходорковский – проблема амнистии бизнесменов?


Путин отправил проект о досрочном освобождении предпринимателей на доработку

«[Предложение] пока носит достаточно сырой, не проработанный характер», – так охарактеризовал президент РФ Владимир Путин подготовленный омбудсменом Борисом Титовым проект об амнистии осужденных за экономические преступления. Свою точку зрения российский лидер высказал во время встречи с предпринимателями, которую провел накануне на воронежском заводе «Воронежсинтезкаучук».

Путин предложил авторам инициативы поработать над ней с экспертами и прокуратурой.

«Не все группы предпринимателей, подлежащих амнистии, определены. А есть финансовые мошенники, а есть сидящие за криминальный экспорт материалов двойного назначения, которые можно использовать для производства оружия», – цитируют Путина российские СМИ.

Путин также пообещал, что проведет в правительстве консультации по данному вопросу.

Идея о проведении амнистии была высказана российским уполномоченным по делам предпринимателей Борисом Титовым в начале мая. Предполагалось, что ее разработка будет завершена к 26 мая – Дню предпринимателя в России. Теперь же доработка проекта, по решению президента, должна завершиться к осени.

Экспертный совет при омбудсмене предлагал освободить осужденных за экономические преступления – всего речь шла о 53 статьях Уголовного кодекса России, включая такие как «мошенничество», «присвоение или растрата», «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». На январь 2013 года в России числилось 13 600 осужденных по экономическим статьям.

«Идея правильная»

Проект амнистии вызвал неоднозначную реакцию в обществе, однако большая часть правозащитников высказалась за его реализацию. За него отдал свой голос и уполномоченный РФ по правам человека Владимир Лукин. В комментарии «Голосу Америки» он заявил, что разделяет мнение президента о недоработке проекта, однако идею, лежащую в его основе, считает правильной.

«Идея должна превратиться в концепцию, концепция – в законодательное предположение, и дело просто в том, хороша идея или плоха, и я убежден, что эта идея хороша, – пояснил он. – Мысли об этом доносятся из разных углов, и я считаю, что эта идея очень правильная и своевременная».

Основной причиной для реализации амнистии, полагает Лукин, является состояние бизнеса в России.

«Я считаю, что время этой идеи пришло, потому что в нашей стране крайне трудно развивать мелкий и средний бизнес, – пояснил он. – Сразу же возникают различного рода “крыши”, связанные с теми или иными государственными структурами, которые либо прибирают бизнес к рукам, либо высасывают всю кровь из бизнесменов».

Именно поэтому, убежден омбудсмен, проблему с неправомерно отбывающими срок предпринимателями необходимо решать в ближайшее время, и одним из методов ее решения, по его словам, может стать амнистия для тех бизнесменов, которые «не совершали крупных преступлений или не совершали никаких вообще, а просто стали жертвами этого вымогательского первобытного обычая («крышевания» – Г. А.)».

Лукин не отрицает, что в результате амнистии на свободе окажутся не только осужденные по ошибке, но и настоящие мошенники.

«Но все-таки плюсы перевешивают минусы», – резюмирует он.

«Проект давно перезрел»

Другого мнения по вопросу об амнистии придерживается адвокат самого известного в России осужденного бизнесмена – Михаила Ходорковского – Вадим Клювгант.

Он, по его собственным словам, после состоявшегося в Воронеже обсуждения проекта амнистии считает бессмысленными сами разговоры о нем.

«По-моему, Путин дал понять, что проект в том его виде, в котором он существует, реализован не будет», – заявил он в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».

Особое недовольство у Клювганта вызвало высказывание Путина о том, что среди подпадающих под амнистию «есть… категории граждан, которые осуждены формально по экономическим преступлениям, но степень их общественной опасности выходит далеко за рамки сути проблемы». По мнению адвоката Ходорковского, тем самым президент дал понять собравшимся, что его подзащитный под амнистию попасть не должен ни в коем случае.

«Когда в 21 веке в государстве, которое провозгласило себя правовым и цивилизованным, всерьез обсуждается вопрос о том, можно ли проводить амнистию, если под нее подпадает конкретный человек, то это возврат к людоедству, – резюмировал Клювгант. – Это означает, что в стране не действует ни право, ни правосудие, ни конституция».

Тем не менее, адвокат солидарен с президентом в том, что проект досрочного освобождения предпринимателей является «сырым и недоработанным».

«Сама по себе идея амнистии давно перезревшая, но по-прежнему необходимая и актуальная, – пояснил он. – Но проект в том виде, в котором он был подготовлен, вряд ли мог бы принести какую-то пользу».

«Сырость» проекта, говорит Клювгант – это еще «полбеды»: «Я не уверен, что его можно “высушить” без потери содержания. Там предпринята совершенно бесперспективная попытка разделить предпринимателей – осужденных по статьям об экономических преступлениях – на хороших и плохих, чистых и нечистых».

Именно формулировки проекта, убежден адвокат, делают его практически неисполнимым, так как «начальник колонии, которому нужно будет решить, относится ли постановление об амнистии к конкретному заключенному, должен будет найти ответы на огромное количество казуистических вопросов, еще и неудачно сформулированных, а ему это не нужно».

Кроме того, по мнению Клювганта, проект амнистии может стать еще одним инструментом коррупции.

«Освобождений не будет, кроме разве что исключительных случаев – за особо крупные взятки или по особому повелению высокого начальства, – заявил он. – Возможно, на это и расчет, но это не то, что в цивилизованном обществе принято понимать под амнистией».
XS
SM
MD
LG