Линки доступности

Великобритания – Россия: как переступить через «дело Литвиненко»?


Дэвид Кэмерон
Дэвид Кэмерон

К итогам визита премьер-министра Великобритании в Москву

Несмотря на то что противоречия между странами остались, экономическое сотрудничество Великобритании и России должно развиваться. В таком ключе оценили итоги своей встречи 12 сентября в Москве главы двух государств – Дмитрий Медведев и Дэвид Кэмерон.

Глава британского кабинета министров посетил Россию с официальным визитом впервые за последние пять лет. Он также встретился с российским премьер-министром Владимиром Путиным.

Напомним, отношения России и Великобритании были серьезно омрачены убийством с помощью радиоактивного изотопа бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, получившего на тот момент британское подданство и выступавшего с острой критикой в адрес президента РФ Владимира Путина. Лондон обвинил в совершении преступления экс-офицера КГБ Андрея Лугового и неоднократно, но тщетно добивался его экстрадиции. Луговой же тем временем был избран в парламент России от ЛДПР и получил иммунитет депутатской неприкосновенности.

В свою очередь, Путин в ходе развернувшейся тогда полемики заявил, что «в Великобритании прячется, по оценкам Генпрокуратуры, около 20 российских граждан, совершивших, по данным наших правоохранительных органов, тяжкие и особо тяжкие преступления». «Несмотря на многочисленные просьбы России их выдать, воз и ныне там», – подчеркнул он.

В результате сотрудничество Лондона и Москвы по многим аспектам было фактически заморожено. С той поры ситуация в общем-то не претерпела сколь-нибудь заметных изменений.

По итогам встречи с высоким британским гостем президент Медведев 12 сентября сказал, что не стоит делать трагедию из противоречий между двумя странами.

«Наши подходы к тем или иным вопросам не всегда совпадают. Это не повод для драматизма. Главное не допускать, чтобы это каким-то образом негативно сказывалось на всем тренде наших отношений», – добавил он.

Относительно «дела Литвиненко» глава РФ заметил, что его решение находится в юридической сфере, уточнив, что стороны по-разному оценивают этот прецедент из-за существенного различия правовых систем.

Кэмерон констатировал, что позиция Лондона в связи с делом о смерти Литвиненко остается прежней, и на «Туманном Альбионе» вовсе не собираются помещать расследование преступления в долгий ящик.

«Факт, что два правительства не согласны друг с другом по данному вопросу. И я никоим образом не пытаюсь его замять», – резюмировал британский премьер, признав также, что позиции двух стран здесь по-прежнему остаются на диаметрально противоположных полюсах.

Сам главный подозреваемый в понедельник в прямом эфире «Русской службы новостей» так прокомментировал дискуссию глав российского и британского государства: «… то, что я услышал со стороны президента России и премьер-министра Кэмерона, меня вполне удовлетворило. Кэмерон дал вполне понятный посыл о том, что они прекратят политизировать ситуацию, связанную с “делом Литвиненко”. Это не должно стать камнем преткновения для развития дальнейших отношений между Россией и Британией. А российский президент призвал решать этот вопрос в правовом поле. Я этого добиваюсь последние пять лет».

Но зачем все же британский лидер совершил свой вояж? Рассуждая на эту тему, директор политических программ Международного центра за справедливую политику Сергей Зацепилов в интервью «Голосу Америки» сказал, что речь идет, прежде всего, о стремлении восстановить отношения между двумя странами и придать этим отношениям некую динамику. С его точки зрения, в области политики к каким-то договоренностям сторонам придти не удалось.

«При этом обсуждение дела Лугового носило, по оценкам российских экспертов, чисто ритуальный характер. Кэмерону нужно было показать, что он все помнит, что позиция Великобритании остается неизменной. Но какого-то острого характера обсуждение этой темы не носило. Однако определенные позитивные результаты в рамках теории, что политика – искусство возможного, все-таки достигнуты», – заключил Зацепилов.

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин увидел смысл визита Кэмерона в том, что тот хотел «пролоббировать свои темы». По его убеждению, теневая сторона переговоров и составила их главную суть.

«К тому же, очевидно, что Запад пытается предпринять какие-то усилия, чтобы повлиять на российскую политическую элиту и не дать возможность Путину повторно выставиться на президентских выборах», – утверждает он.

На его взгляд, все усилия западных политиков направлены именно на это.

Валерий Коровин считает, что если Великобритания может записать себе в актив нынешний визит, то Россия – нет.

«Российская внешняя политика с момента прихода к власти Медведева полностью отсутствует. Одно поражение следует за другим. Мы сдаем все позиции», – подытожил он.

Сергей Зацепилов, наоборот, полагает, что визит могут занести себе в позитив обе страны.

«После кризиса были прерваны практически все контакты по борьбе с международным терроризмом, облегчению визового режима и созданию культурных центров. Сейчас двери для переговоров вновь открыты», – подвел он черту.

Между тем понедельник вечером Дэвид Кэмерон провел еще одну встречу – в общественном центре имени Андрея Сахарова. В числе приглашенных была группа известных российских правозащитников, включая главу центра «Мемориал» Олега Орлова.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG