Линки доступности

Газ раздора между Минском и Москвой


Газовый конфликт между Москвой и Минском перешел в новую фазу: президент Беларуси Александр Лукашенко пригрозил перекрыть транзит газа и нефти в Европу, в случае, если РАО «Газпром» не погасит долги по транзиту.

Напомним, что идет уже третий этап российско-белорусской газовой войны. Сперва «Газпром» потребовал погасить долг за поставленный газ и пригрозил начать сокращение поставок. В ответ Минск заявил, что «Газпром» сам должен за транзит газа, и впервые в истории двусторонних отношений предупредил, что он контролирует газовую задвижку и может остановить поставки в Европу. «Газпром» перечислил Беларуси деньги, однако, по утверждению белорусской стороны, не полностью – Минск хочет получить еще порядка 30 млн долларов. В свою очередь представители «Газпрома» заявили российским СМИ, что компания этого долга не признает.

Владимир Квинт
Владимир Квинт

Владимир Квинт (Vladimir Kvint), профессор бизнес-школы Университета ЛаСалль (La Salle University), отмечает: «Любые требования, которые выдвигает любая из сторон любого юридического договора или любой коммерческой сделки, могут быть реализованы только тогда, когда они занесены в контракт. Как я понимаю, между «Газпромом» и его белорусским партнером договоренность была достигнута, но не внесена в соответствующие юридические документы. Как только необходимые изменения будут внесены в документы, у российской стороны возникнут юридические основания для осуществления платежей».

Однако есть серьезные сомнения в том, что речь идет лишь о конфликте «хозяйствующих субъектов», многие эксперты обращают внимание на наличие значительной политической составляющей в этом споре.

Ярослав Романчук
Ярослав Романчук

Ярослав Романчук, президент Научно-исследовательского центра Мизеса (Минск, Беларусь), выдвинувший свою кандидатуру на предстоящих выборах президента Беларуси, считает, что фундаментальной причиной газового спора является глубинная политическая несовместимость курсов Беларуси и России на кооперацию: «Беларусь не получает от России то, что хочет получать – дешевые энергоресурсы, Россия не считает, что Беларусь стала ее надежным союзником».

По мнению Романчука, конфликты продиктованы исторической логикой взаимоотношений Москвы и Минска: «Газ – это, возможно, только начало. В будущем могут возникнуть проблемы с перемещением товаров через границу, нефтяные споры… Градус напряжения в российско-белорусских отношениях зашкаливает, уровень недоверия уже такой, что руководство России не проводит личных встреч с Лукашенко».

Константин Затулин
Константин Затулин

Схожую версию высказывает Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, директору Института стран СНГ. Он уверен, что подлинная причина конфликта – уязвленное самолюбие президента Беларуси: «Зная Александра Лукашенко, можно предположить – это, прежде всего, эмоциональное стремление выглядеть победителем в собственных глазах и в глазах белорусского населения».

Затулин напоминает, что Россия и Беларусь строят Союзное государство, однако указывает, что Минск саботирует этот процесс: «Лукашенко утратил интерес к Союзному государству, однако ему требуются российские ресурсы по наиболее выгодным ценам. Вокруг этого разыгрываются различного рода шоу, в том числе с разными представлениями о ценах на газ и нефть. Россия решила не вступать в эти игры и действовать по принципу «дружба дружбой, а табачок врозь». Поскольку и сама Беларусь не демонстрирует желания дешевле продавать свои товары России».

Константин Затулин так же, как и Ярослав Романчук, отмечает, что лидеры России в последнее время с Лукашенко не встречаются. Он объясняет это следующим образом: «Лукашенко, со всеми своими эскападами, которые, кстати, часто противоречат национальным интересам Беларуси, смертельно надоел руководителям России».

Надежда Виктор
Надежда Виктор

Дэвид Крамер (David Kramer), старший научный сотрудник Фонда Маршалла (The German Marshall Fund of the United States), занимавшийся отношениями США с Россией и Беларусью в Администрации Джорджа Буша, отмечает, что в нынешнем конфликте присутствуют, если можно так выразиться, элементы и «дела, и потехи»: «Это бизнес, так как Россия доказывает, что Беларусь вовремя не платит по счетам и требует погашения задолженностей. Это и удовольствие, потому что российские лидеры – и Путин, и Медведев – не любят Лукашенко по ряду причин: он не нравится им; они устали от его медлительности в вопросе Таможенного союза; они недовольны тем, что он предоставил убежище Курманбеку Бакиеву… Они хотят как бы «напрячь» Лукашенко перед президентскими выборами в Беларуси. Однако в Москве не рассчитали, что Лукашенко может потребовать оплаты российской задолженности Беларуси за транзит».

Говоря о позиции США, американский эксперт считает, что Администрации следовало бы быть последовательной, и подвергнуть критике как сокращение поставок газа Россией, так и угрозы и действия Лукашенко по отбору российского газового или нефтяного транзита. «Следует быть принципиальными, безотносительно к тому, какие страны участвуют в этом, и в какое время года это происходит. Нельзя решать проблемы за счет использования поставок энергии в качестве инструмента давления» – считает аналитик Фонда Маршалла Дэвид Крамер.

Надежда Виктор (Nadejda Victor), старший научный сотрудник компании National Interest Security Company (действует в рамках Министерства энергетики США), предлагает посмотреть на ситуацию с иной стороны. Как известно, Россия, Беларусь и Казахстан образовали Таможенный союз: в рамках этой структуры Минск пытался гарантировать поставки энергоресурсов на более льготных условиях. Россия собиралась вступать в ВТО совместно с иными членами Таможенного союза, однако впоследствии отказалась от этой идеи и решила действовать самостоятельно. Эту тему обсуждали на встрече в Вашингтоне президенты Барак Обама и Дмитрий Медведев. Однако правила ВТО предусматривают, что международная торговля строится на основе рыночных, а не искусственных цен. «Именно это главная причина действий Лукашенко», – считает Надежда Виктор.

На вопрос «почему в последнее десятилетие скандальные «газовые войны» происходили исключительно на постсоветском пространстве, а нигде больше в мире?», Надежда Виктор ответила: «Россия так спорит только с транзитными странами. Суть скандала всегда одинакова: транзитная страна не в состоянии оплачивать российский газ. Эту ситуацию, как правило, «разруливают» – так это произошло с Украиной – на основе каких-то специальных договоренностей. Очевидно, что России было бы выгодно держать Беларусь в качестве марионетки. Но, вероятно, те условия, которые Беларуси предлагают, ее не устраивают».

Владимир Квинт добавляет, что Россия давно пытается сделать все, чтобы уменьшить зависимость транзитных государств: «С одной стороны, Россия пытается скупать газопроводы на территории промежуточных стран и даже на территории стран-потребителей. С другой – Россия прокладывает газопроводы по морскому дну».

Как известно, на волне нынешнего кризиса Украина предложила России перенаправить часть газа в свои газопроводы. Москва и Киев обсуждают вопрос участия «Газпрома» в управлении украинскими газопроводами. Кроме того, в мае будущего года должно быть завершено строительство трубопровода «Северный Поток», а в сентябре по нему пойдет газ. Реализацией проекта занимается компания Nord Stream AG, чьим крупнейшим акционером является «Газпром». Теоретически, в этот трубопровод также может быть перенаправлена значительная часть газа, который ныне транспортируется в Европу через территорию Беларуси.

Большинство экспертов сомневаются в том, что на волне этого спора Александр Лукашенко действительно рискнет застопорить поставки газа и нефти европейским потребителям. Однако они допускают любые варианты развития событий. Ярослав Романчук говорит: «Успокоения ждать не приходится, а на волне эмоций могут пострадать и потребители Европы».

«После того, как этот конфликт будет улажен, я ожидаю, что ситуация вернется к предкризисному вариант, – считает Дэвид Крамер – При этом позиции Лукашенко внутри Беларуси могут укрепиться, поскольку он представит дело как противостояние российском давлению. Пресс-служба Президента Беларуси сообщила «Голосу Америки», что Александр Лукашенко не будет давать специальных комментариев на эту тему.

Служба новостей «Голоса Америки» сообщает, что в пятницу в Москве председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил журналистам, что разногласия с Беларусью по вопросу транзита газа окончились и дополнительное «газовое» соглашение будет подписано в ближайшее время.

XS
SM
MD
LG