Линки доступности

Российские правозащитники о призыве в армию


Во вторник 26 января в московском Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция под названием «Метод «экспресс-поставки» молодежи в армию становится пугающей нормой призыва». Представители «Солдатских матерей» и Общественной инициативы «Гражданин и армия» обсудили результаты осеннего призыва прошедшего года и прогнозы на предстоящий весенний призыв.

Сергей Кривенко, координатор Общественной инициативы «Гражданин и армия», сказал, что последний призыв «очень сильно отличался даже от того, что было прошлой весной, тем более в позапрошлом году». Кривенко утверждает, что установленное количество призывников не определялось действительной потребностью в них государства. Он напомнил, что весенний призыв 2009 года составил 305 560 человек. Еще летом планировалось, что осенью число призывников будет больше 305-ти тысяч.

Сергей Кривенко сообщил, что Главное организационно-мобилизационное управление согласилось с заключением Главной военной прокуратуры о том, что казармы не могут разместить такое количество призывников, и поэтому цифра на осенний призыв была сокращена до 271-й тысячи. «То есть такое колебание, – объяснил правозащитник, – говорит о том, что эта цифра не высчитывается исходя из необходимости защиты отечества, а просто по наполняемости казарм или по каким-то другим причинам».

Впрочем, замглавы Генштаба Василий Смирнов мотивировал уменьшение первоначальной цифры призывников тем, что контрактников в армии осталось примерно столько же, сколько и было. «Расчеты, сделанные военными специалистами, показывают, что этого количества призывников будет достаточно, чтобы полностью укомплектовать вооруженные силы соответствующими воинскими специальностями», – приводит слова Смирнова информагентство РИА «Новости».

Заявление Сергея Кривенко о безосновательности количества призывников этой осенью поддержала председатель Межрегионального движения «Солдатские матери» Татьяна Кузнецова. Она отметила, что для тех, кто родился в 1991 году, осенний призыв увеличили, несмотря на то, что в этот год рождаемость была очень низкая. Напомним, что тогда количество смертей в полтора раза превысило рождаемость. С этого же времени активно начала сокращаться численность россиян – на несколько сотен тысяч человек в год.

Кузнецова сказала: «Я работаю пятнадцать лет. Такого безобразия, какое творилось не только в Москве, но и по всей России, не было никогда». Она привела многочисленные примеры вопиющих нарушений прав призывников. Среди них и фальсификация документов, и такие случаи, как, например, облавы на молодых людей, устроенные московской милицией в ночь 30 декабря 2009 года, чтобы выполнить план призыва.
О похожих случаях в северной столице рассказали коллеги Кузнецовой – Элла Полякова, председатель РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга», и Оксана Касьянчик, работающая там же.

На пресс-коференции была и невеста Александра Августина, которого из Москвы насильно отправили на службу, хотя он не имел столичной регистрации. Девушка рассказала о дедовщине, с которой Александр столкнулся, попав в армию.

Каковы масштабы нарушений, о которых говорят правозащитники? Татьяна Кузнецова сообщила, что во время осеннего призыва на свой единственный мобильный телефон она получала от пятидесяти до ста звонков в день со всей России. Вместе с тем, Сергей Кривенко признал, что он и его коллеги не готовы оценивать ситуацию в стране в целом. «В этом году у нас мониторинг ведут всего десять организаций, и каждая принимает несколько тысяч человек», – уточнил он.

Обсуждали правозащитники и коррупцию среди высших армейских чинов. Элла Полякова привела пример с отставкой командиров в 138-й отдельной мотострелковой бригаде в Каменке (Ленинградская область).

Другая связанная с призывниками проблема – отправка новобранцев за пределы России. В интервью Русской службе «Голоса Америки» Сергей Кривенко сказал, что «в 93-м году был указ президента, который установил, что за рубеж, включая наши военные базы, которые есть в Таджикистане, в Армении, Приднестровье, российские военнослужащие могут быть посланы только на добровольной основе». Однако осенью 2009 года, по словам Кривенко, перед началом осеннего призыва соответствующий пункт в Указе был отменен. Правозащитник сослался на Указ Президента РФ №1085 от 30 сентября 2009 года. «Тем самым, – пояснил Кривенко, – на настоящий момент нигде в российском законодательстве нет запрета на посылку российских военнослужащих за границу – любых, в том числе тех, кто проходит службу по призыву. Их сейчас могут направлять и на военные базы, и в такие места, как Южная Осетия и Абхазия».

В России не однажды говорилось о переходе на контрактную армию, что раз и навсегда положило бы конец спорам о нарушениях прав призывников. Сергей Кривенко напомнил: «Начиная с 92-го года, как только образовались Вооруженные силы РФ, высшим политическим руководством страны были приняты решения, до сих пор действующие, о том, что в планах перевести все Вооруженные силы России на добровольный принцип комплектования». Правозащитник обратил внимание на то, что «эта задача подтверждалась всеми президентами – и Ельциным, и Путиным, и Медведевым».

Однако, по словам Кривенко, «Ни одного решения о том, что у нас остается призывная армия навсегда, не было». Если в 90-х годах на реализацию плана не было денег, отмечает он, то на Федеральную целевую программу во времена президентства Путина были выделены большие средства. «В армии эта программа была провалена, – сказал Кривенко. – Пограничники успешно ее выполнили, внутренние войска частично перевелись на контракт, а армия не смогла». По его мнению, это не означает, что власти отказались от этих планов, возможно, что новая Федеральная целевая программа, разрабатывается, но пока не объявлена. «Повторюсь, цель перевести на контракт и отказаться от призыва никто не снимал», – заключил свое интервью «Голосу Америки» координатор Общественной инициативы «Гражданин и армия» Сергей Кривенко.

Читайте также

XS
SM
MD
LG