Линки доступности

Россия: «юбилейная» амнистия


Россия: «юбилейная» амнистия

Государственная Дума приняла 18 декабря в целом проект постановления об амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции России. Вечером того же дня постановление вступило в силу: текст решения Госдумы был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Как сообщил журналистам председатель комитета Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, после этой публикации документ считается действующим. Решение Государственной Думы не нуждается в одобрении другими органами государственной власти России – объявление амнистии является ее исключительным правом.

В результате двухдневного обсуждения проекта амнистии на пленарных заседаниях Госдумы, согласно окончательному проекту, должны быть освобождены от наказания: те, кто совершил преступление в возрасте до 18 лет; беременные женщины; женщины, имеющие несовершеннолетних детей; пенсионеры; инвалиды первой и второй групп; те, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; «военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и иные лица, принимавшие участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества». Кроме того, амнистия затрагивает тех, кто обвиняется или осужден за участие в массовых беспорядках, призывы к неповиновению представителям власти, хулиганство и нарушение правил дорожного движения.

Под действие амнистии подпадают не только уже осужденные, но и те, кто подозревается или обвиняется в совершении преступлений. Таким образом, если говорить о так называемых «резонансных» делах, под амнистию могут подпасть часть фигурантов «Болотного дела», экипаж корабля Greenpeace «Арктик Санрайз» и участницы панк-группы Pussy Riot. Всего, как ожидается, по амнистии могут быть освобождены от наказания около 25 тыс человек.

Как принимали амнистию

Госдума рассматривала проекты об объявлении амнистии в связи с 20-летием Конституции России в течение двух дней. Всего было представлено десять проектов постановления, в том числе и те, которые по сравнению с принятым в результате – он поступил из Кремля – были названы депутатами излишне мягкими. 17 декабря Госдума проголосовала за принятие в первом чтении проекта амнистии, представленного в парламент президентом России, а 18 декабря – обсудила проект постановления и приняла его во втором и третьем чтениях.

Павел Крашенинников, представлявший проект коллегам, заявил в начале обсуждения проекта во втором чтении, что «были решены многие дискуссионные вещи», в частности, «если во внесенном проекте амнистия могла распространяться только на лиц, которые осуждены по части 2 и 3 статьи 212 уголовного кодекса, то теперь мы сформулировали общую конструкцию, что амнистированы будут и те, кто находится под судом и следствием».

Кроме того, Крашенинников сообщил, что из амнистии были исключены те сотрудники правоохранительных органов, кто превысил свои должностные полномочия с применением насилия. Это, как сказал председатель думского комитета, также явилось результатом обсуждения в Госдуме.

Депутат от «Справедливой России» Дмитрий Гудков предложил амнистировать не только тех, кто обвинен в участии в массовых беспорядках, но и людей, обвиненных в их организации. Депутат заявил, что в первую очередь имеет в виду обвиняемых на процессе по «Болотному делу»: «По этой статье сидит не так много людей, мы знаем их всех поименно, мы прекрасно понимаем, что есть несколько экспертных заключений, которые говорят о том, что 6 мая 2012 года вообще не было никаких беспорядков. Развозжаев и Удальцов – это люди, которые получили эти статьи по результатам документального фильма! С учетом того, что все ждут от этого проекта амнистии – что выпустят политических заключенных, мы предлагаем (...) выпустить этих людей, чтобы в преддверии Олимпиады показать всему миру, что у нас нет политических заключенных».

На предложение Дмитрия Гудкова ответил Павел Крашенинников: «Мы считаем, что это все-таки тяжкая статья, и подводить ее под амнистию не считаем возможным. Данная поправка противоречит концепции данной амнистии».

Депутаты также отвергли предложения амнистировать родителей совершеннолетних детей – инвалидов, инвалидов третьей группы и распространить амнистию на тех, кто вступал в потасовку с полицейскими, хотя и не нанес им какого-либо вреда. При этом голосов «против» на табло в зале Госдумы не появлялось: те, кто не поддерживал предложения проявить больше милосердия, просто не участвовали в голосовании.

Реакция экспертов и правозащитников

Сдержанно-позитивно оценил принятую Госдумой амнистию руководитель органа, где проект амнистии и разрабатывался — председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов. В интервью Русской службе «Голоса Америки» он заявил: «Совет предлагал более широкую амнистию, но я рад, что, в конце концов, амнистия достаточно приличная. Это позволит облегчить участь порядка 20 тысяч человек, и это совсем не мало. Я был на заседании комитета Госдумы, видел, какие там шли дебаты, какие там ломались копья по поводу поправок».

По словам Михаила Федотова, «Дума, конечно, очень прислушивается к тому, что исходит из Кремля, от президента. Так что можно говорить прежде всего о том, с чем сам президент не согласился из предложений нашего Совета».

«Мы, выдвигая наш проект, исходили из правозащитной позиции, и просили максимально широкую амнистию. Но мы прекрасно понимали, что выдвигаем предложения с большим запасом, и что тот вариант, который президент внесет в Государственную Думу, будет более узким, это было очевидно», – рассказал председатель СПЧ.

Он также объяснил предопределенность сужения амнистии в конечном варианте тем, что «президент слушает не только Совет по правам человека, но и другие структуры».

«Его окружают отнюдь не только правозащитники – хорошо, что у правозащитников есть возможность прямого контакта с президентом. А то, что он слушает и других – ну, к сожалению, это так, но я не знаю ни одного главу государства ни в одной стране, который бы слушал только правозащитников», – заявил Федотов.

Обозреватель «Новой газеты», член СПЧ и глава Гильдии судебных репортеров России Леонид Никитинский полагает, что российские силовые структуры в случае с амнистией к 20-летию Конституции были настроены менее милосердно, нежели Владимир Путин. Русской службе «Голоса Америки» он сказал, что «готовил этот проект амнистии Совет по правам человека, и даже не целиком, а достаточно узкая группа в совете».

«Проект держался в секрете, потому что мы понимали, что это проект, будоражащий общество, что амнистия выйдет на практике другой, нежели проект, и не хотели портить людям нервы. Обсуждался проект – это только моя догадка – с силовиками, которых в окружении Путина достаточно, я имею в виду даже не “силовиков” в смысле принадлежности к ведомствам, а, скорее, “ястребов” по убеждениям. Но, на мой взгляд, все-таки Путин прислушался и сделал какой-то шаг в сторону того проекта амнистии, который готовился СПЧ», – считает Леонид Никитинский.
  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG