Линки доступности

МИД РФ обвинил Европарламент в «охоте на ведьм»


Мария Захарова
Мария Захарова

Российские законодатели и дипломаты стали нежеланными персонами в европейской ассамблее

МОСКВА – Решение Европарламента ограничить допуск в свои стены постоянному представителю России при ЕС Владимиру Чижов заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова сравнила с возвратом в эпоху Средневековья.

Об этом она написала в среду, 3 июня на своей странице в Facebook.

«Такое впечатление, что евробюрократия местами возвращается во времена святой инквизиции, – возмущается Захарова. – Охота на российских ведьм объявлена. «Индекс российских СМИ» введен. Что дальше? Духовные суды над российскими дипломатами, переходящие в сжигание их на брюссельских кострах?»

При этом, с ее точки зрения, вопрос о том, в чем суть дискриминации по отношению к Чижову «остается открытым».

«Должно же быть хоть какое-то логическое объяснение!», — восклицает она.

Напомним, что накануне, председатель Европарламента Мартин Шульц объявил, что Владимиру Чижову и еще «одному другому конкретному дипломату» ограничили свободный доступ в ассамблею. Кроме того, российских законодателей теперь также будут допускать в парламент только после специальной проверки, сообщает Рейтер.

Мартин Шульц объяснил принятое решение тем, что при введении российского «черного списка» в отношении граждан ЕС, не была обеспечена прозрачность в соответствии с нормами международного права, из-за чего пострадавшая сторона лишилась права на защиту и апелляцию.

По мнению профессора Высшей школы экономики, доктора политических наук Юлия Нисневича, в прошлом секретарь политсовета партии «Либеральная Россия», российские руководители и дипломаты в последнее время демонстрируют весьма своеобразное отношение к общепринятым международным нормам.

«Они считают себя единственными, кто трактует их правильно, – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – По принципу: вся рота шагает не в ногу, и только один унтер-офицер шагает правильно. Наши товарищи начальники никак понять не могут, что если нормы признаются абсолютным большинством, то они являются международными».

Никто же не говорит, что Россия не имеет права ограничивать круг лиц, которые могут въезжать на ее территорию, заметил Нисневич.

«Это суверенное право любого государства, – продолжил он. – И никто тут не собирается обсуждать, правильно это или неправильно. Но в соответствии с международными нормами вы вначале должны сформулировать, почему так поступаете».

В этом случае, на взгляд профессора, список считается публичным и открытым, что соответствует международным нормам.

«В российском же МИДе делают вид, что не понимают этого, и все время говорят о чем-то другом, – утверждает он. – Мол, вы против нас ввели список – мы против вас тоже введем свои. При этом в дипведомстве как бы забывают, что все списки, которые принимал Евросоюз, опубликованы. Они прозрачны, из них ясно, кто и за что туда попал».

По словам Нисневича, в адрес Евросоюза с подачи главы МИД Сергея Лаврова начались «совершенно непонятные выпады, в которых активное участие принимал Чижов, несший какую-то околесицу».

«И вот Европейский парламент (подчеркиваю, не ЕС) принял логичное, на мой взгляд, решение насчет господина Чижова, – констатировал он. – При этом надо понимать, что ему не запрещено посещать ассамблею, но для этого потребуется просить разрешение. И что – тут же опять раздается крик со стороны МИД…»

Руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников в комментарии «Голосу Америки» затруднился сказать, чего добивается Кремль своими действиями, вступая на путь конфронтации с объединенной Европой?

«Конечно, здесь можно поискать рациональные мотивы и даже найти какую-то логику симметрии, уязвления Запада в ответ на принятые там меры в отношении России, – рассуждает он. – Но это очень ущербная логика, и здесь очень сложно определить рациональное зерно. Потому что эти действий, конечно же, диктуются прежде всего эмоциями».

Как ему представляется, когда внешняя политика диктуется эмоциями, то ситуация становится совсем уж непредсказуемой, что крайне плохо.

«Анализ эмоций – вещь почти невозможная, но одновременно, видно, что и внутренняя политика, и внешняя, и идеология России – все это диктуется обидой, какими-то комплексами людей наверху, – резюмирует Колесников. – И, в общем, это эмоциональная политика с непредсказуемыми последствиями.

При этом эксперт убежден, что в «войне списков», победителей быть не может.

«Ни с той, ни с другой стороны, – уточнил он. – Запада это тоже касается в известной мере, хотя в его санкциях есть своя логика, что практически отсутствует в мерах, принимаемых Кремлем».

XS
SM
MD
LG