Линки доступности

Суд над спамером Олегом Николаенко и киберэтика


Суд над спамером Олегом Николаенко и киберэтика
Суд над спамером Олегом Николаенко и киберэтика

В пятницу 3 декабря 23-летний гражданин России Олег Николаенко предстанет перед американским судом города Милуоки, штат Висконсин. Николаенко обвиняется в создании сети Mega-D, которая распространяла примерно треть всего спама в Интернете. По данным ФБР, сеть Mega-D использовала для этого свыше полумиллиона зараженных вирусами компьютеров, естественно, без ведома их владельцев. В день эта сеть могла рассылать до 10-ти миллиардов писем со спамом – от поддельных часов известных марок до препаратов, якобы повышающих мужскую потенцию.

В ноябре 2009-го Олега Николаенко задержали, когда он находился в Лас-Вегасе. Сегодня сеть Mega-D уже не представляет угрозы. Отметим, что трудно оценить весь ущерб, который эта сеть нанесла не только потребителям и компьютерным пользователям, но в числе прочих и интернет-провайдерам.

Киберэтика

Как известно, киберпреступники из России часто попадают в мировые новости и, может быть, еще чаще – в голливудское кино. Согласно «Лаборатории Касперского», от киберпреступности в мире пострадало почти шесть миллионов человек, и Россия занимает в этом рейтинге второе место после Китая – миллион против миллиона двухсот тысяч. Но если посмотреть на количество населения в обеих странах, становится ясно, что Россия – чуть ли не главный лидер в этой области.

Лестная статистика для российских хакеров. Хотя ничего хорошего о законопослушности многих российских граждан она не говорит. Однако допустимо взглянуть на это и с другой стороны. Быть может, российское лидерство в киберпреступности – это потенциальный бонус на пути к информационному обществу?

На вопрос корреспондента «Голоса Америки» ответил генеральный директор компании-производителя программного обеспечения «ABBY Россия» Григорий Липич: «Вряд ли можно положительно говорить о лидерстве в киберпреступности. Я не знаю, насколько корректно говорить, что страна здесь лидирует. Вопрос в том, что есть, конечно же, люди, которые, используя знания и умения, хотели бы получить от этого дивиденды. Но это все равно, как если бы ученые, обладающие знаниями о том, как делать оружие массового поражения, пускали бы эти знания не на пользу государству, а помогали бы террористами. Киберпреступность – это как раз такой вид террора, последствия которого, правда, не так сильно влияют на человеческие жизни».

Тему продолжает Александр Ганюшин, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации и директор кампус-радио факультета журналистики МГУ: «Киберпреступность – это побочный сценарий эволюции. Преступный разум и разум изобретателя, который работает на благо общества, в принципе могут работать в одинаковом режиме. А то, что у нас больше людей, которые стремятся к личному обогащению, это, с моей точки зрения, наследие репрессий и насильственного смешения интеллигенции и уголовного элемента. Это развивает темную изобретательскую энергию в людях, а если бы у людей была возможность, они бы энергию реализовывали бы в более конструктивном направлении, но для этого должны существовать институты, за которые ответственна власть».

Григорий Липич, в свою очередь, не склонен преувеличивать умения российских хакеров: «В принципе на территории страны есть много соображающих молодых людей, студентов, которые из-за недостаточного уровня доходов надеются, что какими-то, так сказать, альтернативными способами можно заработать больше денег. Я не думаю, что они влияют на то, достигнет или не достигнет Россия успехов на пути внедрения информационных технологий. Скорее, влияют системные действия бизнеса и государства, направленные на создание такой инфраструктуры, чтобы молодым людям было комфортно и удобно работать в России для легитимных целей».

По словам Григория Липича, в последние десять лет с пиратством в России стали лучше бороться, но с распространением IT-технологий в обществе появилось и больше возможностей для махинаций. Липич также отметил, что наибольший урон от пиратства, если говорить об этом частном виде киберпреступности, его компания получает от лиц, живущих в США и европейских странах.

Что касается самих хакеров, то многие из них свои действия преступными не считают. Вот как они декларируют свою позицию в так называемом Манифесте хакера: «Мы используем существующие системы, не платя за то, что могло быть чертовски дешевым, если бы не управлялось грязными спекулянтами, и вы называете нас преступниками. Мы исследуем, и вы называете нас преступниками. Мы ищем знания,… и вы называете нас преступниками… Да, я преступник. Мое преступление – любопытство. Мое преступление в том, что я сужу людей не по тому, как они выглядят, а по тому, что они говорят и думают. Мое преступление в том, что я намного умнее вас».

В случае обвинительного приговора Олегу Николаенко угрожает до пяти лет тюрьмы. Информацию, необходимую для ареста, ФБР предоставили два других спамера, американцы, а также компания Google, открывшая доступ к частной переписке Николаенко.

Новости России читайте здесь

XS
SM
MD
LG