Десятки тысяч иранцев собрались в этом месяце в Тегеране на санкционированный властями митинг в знак 33-й годовщины Исламской революции, которая установила в Иране религиозную власть.
Однако власти страны не были так любезны к организаторам еще одного митинга несколькими днями позже. Он был посвящен другому событию: первой годовщине с момента проведения демократических демонстраций, тысячи участников которых по всей стране вышли на улицу в знак поддержки «арабской весны» и были жестоко разогнаны силами безопасности. В 2011 году, по меньшей мере, двое студентов, принимавших участие в протестах, скончались; сотни человек были арестованы. Лидеров оппозиционного «зеленого» движения Мехди Карруби и Мир Хоссейн Мусави поместили под домашний арест, из-под которого они до сих пор не освобождены.
На следующий день после этой годовщины пресс-секретарь Госдепартамента США Виктория Нуланд привлекла внимание к реакции иранского режима на призывы к проведению иранцами безмолвных демонстраций в память о кровавых событиях прошлого года: «Вчера в Тегеране прошло массовое подавление протестов с применением силы; за последние два дня были осуществлены масштабные отключения интернета; кроме того, ключевые фигуры оппозиции по-прежнему содержатся под домашним арестом».
В предшествующие этой годовщине дни Amnesty International призвала иранские власти соблюдать свободу собрания и позволить проведение мирных демонстраций в Тегеране и других частях страны. Организация также призвала к немедленному освобождению Мехди Карруби и Мира Хоссейна Мусави, а также жены Мусави, Захры Рахнавард, которая содержится под домашним арестом вместе со своим мужем.
Своими действиями (массовый вывод полиции на улицы, отключение интернета в преддверии годовщины демонстраций и молчание о задержанных лидерах оппозиции) иранский режим проигнорировал подобные призывы, как и все требования об обеспечении свободного использования иранцами своих прав.
Соединенные Штаты, как отметила госсекретарь Хиллари Клинтон в прошлом феврале в разгар подавления демонстраций Тегераном, по-прежнему «глубоко озабочены преследованием иранских граждан собственным правительством». Клинтон подчеркнула, что эта озабоченность лишь усиливается на фоне продолжающегося нарушения иранским режимом «всеобщих прав, присущих мужчинам и женщинам в Иране и по всему миру».
О митингах в Иране
Редакционный комментарий отражает точку зрения правительства Соединенных Штатов