Линки доступности

Угроза «рельсовой войны» в России


Сегодня утром стало известно о подрыве железнодорожного полотна перед пассажирским поездом N374 Тюмень – Баку на участке Махачкалинского отделения Северно-Кавказской железной дороги. Благодаря тому, что взрыв на заминированном участке произошел чуть раньше подъезда локомотива, удалось избежать жертв. Поезд не сошел с рельс, а остановился через 150 метров. Сейчас движение на этом участке дороги восстановлено, однако, по сообщению РЖД, поезда следуют с задержками.

Это уже третий террористический акт на российских железных дорогах за последние пять дней. В минувший четверг террористы подорвали электропоезд в районе столицы Дагестана. По счастливой случайности никто не пострадал. В другом случае, в пятницу 27-го ноября, во время подрыва пассажирского поезда «Невский экспресс» Москва – Петербург погибли, согласно последним данным, 26 человек. Более 90 человек пострадали. Тела нескольких пассажиров до сих пор не найдены. По сообщениям правоохранительных органов, к взрыву «Невского экспресса» может иметь отношение «русский бин Ладен» – бывший российский военнослужащий Павел Косолапов, который входил в состав террористической группировки Шамиля Басаева. По данным следствия, этот же боевик предположительно имеет отношение к взрыву пассажирского поезда на трассе Москва – Петербург 13 августа 2007 года.

В российской прессе уже появились сообщения о возможной причастности к взрыву «Невского экспресса» 27 ноября 2009 года ультраправых фашистских группировок. Однако большая часть экспертов заявляет, что нынешние теракты на транспорте имеют «кавказский след». Пока очень осторожно относится к таким заявлениям один из ведущих специалистов по Северному Кавказу, научный сотрудник Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко, считая, что для подобных утверждений у следствия должны быть серьезные основания. Вместе с тем в интервью по телефону Русской службе «Голоса Америки» профессор Малашенко, который в настоящий момент находится в северокавказском регионе, отметил: «Угроза новой масштабной террористической атаки против России – это, к сожалению, реальность. Вы посмотрите, что все удары наносятся по транспортной инфраструктуре. И эти действия носят, очень похоже, спланированный характер».

«Я не думаю, что в таких терактах, тем более, когда речь идет о крушении поезда «Невский экспресс» в Тверской области, заинтересованы какие-то русские националистические группировки или чеченские боевики, след которых уже якобы обнаружен, – заявил нашей редакции экс-полковник КГБ-ФСБ, а ныне известный правозащитник Михаил Трепашкин. – Это мог сделать кто угодно. Слишком много сегодня в нашем обществе экстремистки настроенных людей, пострадавших от произвола властей, и сейчас способных безрассудно мстить всему обществу».

По мнению Михаила Трепашкина, нередко за терактами с «чеченским следом» в России следуют громкие политические события и кардинальные государственные решения. Так было, считает Трепашкин, после подрывов домов в Москве в 1999-м, когда началась предвыборная президентская кампания Владимира Путина. Так было и после захвата школы в Беслане в 2003-м, вслед за чем во всей стране были отменены выборы губернаторов. Михаил Трепашкин не исключает, что за нынешними терактами на транспорте тоже могут последовать какие-то важные политические решения на уровне руководства страны.

Кроме того, как в прошлом офицер спецслужб, занимавшийся антитеррористической работой, Михаил Трепашкин выражает недоумение: «Почему сегодня правоохранительные органы, у которых достаточно сил и средств, не способны предотвращать подобные преступления? Если руководители наших силовых ведомств не могут обеспечить безопасность граждан, то эти руководители должны уходить в отставку».

«Беда современной России – очень плохое, некомпетентное и безответственное управление. Идет ли речь о предупреждении чрезвычайных происшествий, о реформировании армии или о социально-экономической политике, – продолжает эту мысль в интервью нашей редакции президент академии геополитических проблем, генерал в отставке Леонид Ивашов. – К сожалению, нынешние взрывы на транспорте служат очевидным примером этого. И в таких условиях нельзя исключать, что попытки террористов организовать «рельсовую войну» не повторятся».

XS
SM
MD
LG