Линки доступности

Приключения голодающих путешественников


Приключения голодающих путешественников
Приключения голодающих путешественников

Трое экспериментаторов 40 дней голодали на яхте в океане и сняли об этом фильм с участием Жерара Депардье

Константин Могильник живет под Киевом, в селе. Он получил два образования, работал журналистом на радио «Свобода» в Мюнхене, потом вернулся домой. Но главное для нашей истории и, пожалуй, в жизни Константина, то, что он уже 13 лет – профессиональный путешественник, объездивший едва ли не весь мир, написавший об этом книги и основавший с друзьями команду путешественников Equites. На латыни так называли всадников. Недавно Константин и его товарищи совершили уникальное путешествие и поставили весьма рискованный эксперимент над самими собой. Да еще и сняли фильм о своих приключениях. Об этом с Константином Могильником побеседовал журналист Русской службы «Голоса Америки» Игорь Рискин.

Игорь Рискин: Что это за путешествие, благодаря которому вы оказались здесь?

Константин Могильник: Это путешествие называется «По пути Колумба», – Columbus Quest в английской версии, «Шляхом Колумба» на украинском языке. Мы, по пути второй экспедиции Колумба, пересекли океан так, как он шел до Америки. Первая была не очень удачна, потому что он тогда не знал ветров и течений – это был неоптимальный путь. Вторая экспедиция была оптимальной: этим путем ходят все. Там есть ветра и течения, которые позволяют дойти до Америки.

И.Р.: В смысле, и до сих пор ходят?

К.М.: До сих пор ходят. В чем «фишка» этой экспедиции? Это, с одной стороны, эксперимент – эксперимент, результат которого нам был ясен заранее, но это эксперимент публичный, при помощи которого мы хотели и показали возможности человеческого организма и духа. О чем идет речь? Мы 40 дней провели без еды – это 40-дневное голодание. Из них первые 7 дней мы провели без воды – это было «сухое» голодание, а один из нас провел без воды первые 14 дней.

Вы спросите: зачем? Затем, чтобы показать человеку, на что он способен. Опять-таки: зачем? Вы, наверное, не знаете статистики, связанной с разными экстремальными вещами, когда человек попадает, например, в завал или в кораблекрушение или остается один в горах, в пустыне – он довольно скоро умирает, а мог бы умирать не столь скоро. Почему? Потому что нам с детства объясняют, что человек не может жить без воды, не может жить без еды... Все медицинские книги говорят, что после третьего дня без воды начинается обезвоживание организма, и на пятый день человек неизбежно умирает.

Мы хотели показать, что это не так, и мы это показали. Мы провели 7 дней без воды, Голтис (настоящее имя Владимир Вукста – И.Р.) – 14 дней. Провел бы и больше, но капитан сказал: «Ребята, вы обещали, что будете голодать без воды 7 дней, если бы я знал, что больше, я бы вас просто не взял, я отвечаю за вашу жизнь». Голтису пришлось выйти из голодания. Но это не рекорд, задача была не в рекорде. Дело в том, что мы действительно показали, что это возможно. И показали, как это возможно. И фильм об этом.

Там первое лицо – рассказчик, доктор, которого мы взяли после длительного кастинга. Это были люди из разных стран. Из 12 докторов мы отобрали южноафриканца Адриана Вандерварта... Он каждый день тщательно проводил анализы – кровь, моча, давление и все остальное – и писал очень любопытные, с точки зрения медиков, медицинские отчеты. Собственно говоря, комментировал, что с нами происходит. На этой базе сделан 50-минутный фильм, ведущий – Жерар Депардье. Так получилось, что инвестор нашего проекта в то время поддерживал деловые и дружеские отношения с Депардье. Ему сказали, что есть такие ребята, которые собираются 40 дней не есть и идти путем Колумба. Ты это и прокомментируй. Ему идея понравилась.

И.Р.: Он записал какие-то куски текста?

К.М.: Он прокомментировал.

И.Р.: Словом, вы поставили себе задачу более сложную, чем ставил, собственно, сам Колумб? Потому что он-то еду с собой брал.

К.М.: Есть сходство с Колумбом в том, что он раздвигал границы, и мы раздвигаем границы. Но Колумб делал это экстравертно, границы географические раскрывал, а мы – интровертно, вглубь человека.

И.Р.: Вы сказали, что вам результат эксперимента был известен заранее. Откуда у вас была уверенность, что вы выдержите все это?

К.М.: Дело в том, что Голтис – тот, кому принадлежит оригинальная идея перехода, – это человек, который на протяжении всей своей жизни занимается тренировкой людей, у него есть своя система излечения от болезней. Называется она «Исцеляющий импульс». В ней много составляющих: одна из составляющих – это комплекс физических упражнений, другая – это особого рода питание, правильное питание, есть специальные принципы закаливания и т.д. И одна из частей – голодание, голодание исцеляющее.

Существуют разные виды голодания: сухое голодание, голодание с водой, частичное голодание, каскадное голодание и т.д. Это те вещи, с помощью которых он вылечил многих людей от болезней, которые считались неизлечимыми в обычной медицине. Голтис – человек не простой, он занимается этими вещами всю свою жизнь, он выработал любопытную систему. Я – один из его подопытных, на ком проводились эти эксперименты в течение лет. Голтис к тому времени имел опыт голодания 54 дня с водой, это было лет 20 назад. Андрей (участник экспедиции Андрей Супрун – И.Р.) имел опыт голодания 33 дня.

Когда меня спрашивали в интервью перед выходом, сколько голодали вы, я врал и говорил, что 28. Потому что до этого я голодал только 12 дней. Ну, просто, чтобы не казаться смешным. Сейчас про это уже можно рассказывать. Зная процессы, которые происходят с человеком, и имея опыт 12-дневного голодания и семидневного сухого голодания – это было незадолго до нашего выхода, – я понимал, что я на это способен. Кроме того, здесь очень интересный эффект, когда ты какое-то дело делаешь не один, а синхронно с товарищами. Это очень важно, это усиливает твои силы, в этом нет никакой мистики – это совершенно реальные вещи, когда кто-то рядом с тобой, энергия возрастает, все работает. У меня не было сомнений, что все будет хорошо. Они были у доктора, доктор подписал специальную бумагу с нами о том, что он не несет никакой ответственности за «все эти безумства», как он говорит в своем дневнике.

И.Р.: Я понимаю, зачем вот такой опыт, наверное, нужен был бы человеку, который оказался в экстремальной ситуации: в пустыне без воды, в горах. Или зачем это нужно попавшему в какую-то критическую ситуацию подразделению спецназа на задании. Но зачем обычному человеку голодать? Нужно ли ему это?

К.М.: Вы знаете, во-первых, непредвиденная ситуация может произойти с кем угодно. Техногенных катастроф, природных катастроф становится все больше. Вспомните кадры хроники – что происходило в Новом Орлеане несколько лет назад, во время «Катрины»! В эти условия может попасть каждый человек, уверяю вас! Стефан Цвейг в 1913 году написал замечательное эссе о том, что в Европе наступил мир, наступило всеобщее благоденствие: уже все поделили, экономика великолепна, все казалось раем... В 1914 году все изменилось. Не дай Бог, чтобы что-то изменилось у нас сейчас, но я думаю, что изменения могут быть не слабее, чем в 20 веке. Человек должен быть к этому готов. А если говорить о жизни цивильной, городской, где с человеком ничего не происходит, мы люди санаторного общества – и в Америке, и в России и в Украине. В большей или меньшей степени горожане живут в санаторном обществе.

И.Р.: По крайней мере, без таких потрясений…

К.М.: Они не видят смерть каждый день, они не испытывают телесных страданий, что, кстати, всегда было у человечества, вплоть до 20 века. Я думаю, что человеку это нужно потому, что ему нужна встряска. Человек от санаторной жизни ослабевает и теряет себя. Примеров тому множество – об этом можно много говорить, об этом сняты фильмы, написаны книги. Я думаю, что это еще такой способ «обнуления», который каждому человеку время от времени нужен. Я так считаю.

И.Р.: Обнуление чего?

К.М.: Обнуление себя для избавления от информационного шума, который человека может поглотить полностью.

И.Р.: Но для этого можно выключить мобильный телефон, не подходить к компьютеру, не включать телевизор…

К.М.: Этого мало.

И.Р.: А голод в этом плане как позволяет обнулиться?

К.М.: Голод позволяет обнулиться очень просто. Я вам скажу, какие ощущения я испытывал: чувство голода ты перестаешь испытывать день на пятый, по большому счету. То есть с того момента, когда организм переходит на внутреннее эндогенное питание, голод уходит, и 14 день от 24-го ничем принципиально не отличается. Сил немножко меньше, но это не факт, бывают дни подъема, бывают дни спуска, происходит освобождение сознания человека от многих привычек, человек начинает мыслить по-другому, собственно, не по-другому, но свободнее от многих стереотипов, которые слетают с тебя вместе с лишним весом и с лишними шлаками.

Что происходит во время голодания – происходит чистка организма, происходит чистка внутренних органов – это одна из причин лечебного голодания. Существует терапия – 12-дневное голодание, 21-дневное голодание, один день голодания и т.д. Но полная чистка происходит именно за 40 дней, когда очищаются все органы и чистятся мозги в том числе. Для меня, например, эта поездка была лучшим творческим отпуском в моей жизни: я напридумывал идей и сюжетов и написал синопсисов сценариев столько, сколько я никогда на суше не писал. Я до сих пор эти сюжеты эксплуатирую.

И.Р.: Человек не ест, вы говорите, что он переходит на эндогенное питание, в какой-то момент у него происходит освобождение от переживаний, стрессов, штампов и стереотипов. Но внутреннее питание – это питание за счет себя, да? Это поедание самого себя в каком-то смысле.

К.М.: Верно, но организм устроен мудро. Он начинает уничтожать сначала то, что в организме лишнее. Поэтому вся терапия с этим и связана. Она рассчитана на то, что организм съедает все лишнее – шлаки, соли и т.д. Через 40 дней у человека ничего лишнего, чистая молодая кожа... В этом есть элемент совершения подвига, но в этом есть еще и медицинская физиологическая часть, которая, безусловно, полезна, если это делать правильно.

И.Р.: Некогда был очень популярен проповедовавший лечебное голодание Пол Брэгг. Вы, как человек, любящий голодание, слышали о нем...

К.М.: Я не люблю голодание, уверяю вас.

И.Р.: Но вы голодаете, причем подолгу. Я помню, что тогда мнения врачей и ученых совершенно разделились, и многие осуждали Брэгга, считали такой способ очень вредным, просто варварством…

К.М.: Никогда люди не дойдут до одного мнения. Мнения есть разные. Я могу высказывать свое, основанное на моем опыте. Польза голодания для меня очевидна, знаю я это не понаслышке, я знаю многих людей, которые излечились при помощи каскадного голодания от каких-то жутких простатитов и других болезней, я знаю этих людей лично. Это мои товарищи. Я сам прошел через 40-дневное голодание и знаю, как я себя чувствовал до похода и после похода. Я вижу очевидную пользу.

И.Р.: Вы знате, насколько болезнен для многих вопрос лишнего веса. Люди иногда идут на крайние, чудовищные меры. Вы видели фотографии этих исхудавших женщин, которые вообще не едят и даже умирают в результате. Я просто не хочу, чтобы после нашего интервью те, кто услышат его или прочитают, пришли к выводу, что тут же надо начать 40 дней голодать. Давайте мы это четко проясним.

К.М.: Во-первых, что касается похудания… давайте начнем с малого: никогда не голодайте в одиночку.

И.Р.: Голодайте с товарищем?

К.М.: Как минимум, с товарищем, но лучше с человеком, который в этом знает толк, и лучше под присмотром медика, если это голодание больше чем 12 дней. До 12 дней, я думаю, ничего плохого не случится. Никогда не голодайте «на сухую» (без воды – И.Р.) в принципе. Потому что голодание на сухую – это не лечебное голодание, это гораздо более сложная штука, и его можно делать только под присмотром знающего и понимающего в этом деле человека. Голодания в 3-5 дней можно делать самостоятельно, никакого вреда они принести не могут.

Главное – голодать последовательно. Ни в коем случае нельзя «подъедать»! Голодать – это голодать. Голодание становится целебным, если останавливается пищеварение, и начинается эндогенное питание. Тогда начинается чистка, тогда это в пользу. Если люди на 2 или 3 день подъедают кусочек яблочка или еще что-нибудь, может восстановиться переваривание пищи, и в этом случае вы можете нажить себе язву желудка и кучу ненужных болезней. Поэтому, если голодать, то голодать. Если вы чувствуете, что не получается, из голодания выходите.

Следующий вопрос: выходить из голодания нужно очень постепенно. В идеале, если ты голодал 5 дней, выходить нужно 5 дней, чтобы придти к обычному своему рациону, который у вас был до голодания. Например, ешь мясо три раза в день, к этому рациону переходить через 5 дней. Есть специальная методика, как это делать: травяные чаи, которыми ты питаешься в первые дни, свежевыжатые соки, дальше кашки и т.д. Потом доходишь до тяжелой пищи – молока, сыров, рыбы и мяса.

И.Р.: У вас правда на яхте не было никакого провианта?

К.М.: У нас полно было провианта, нас было 7 человек на яхте. 3 голодающих и 4 человека, которые управляли процессом, потому что каждый должен заниматься своим делом. Оператор снимал, капитан вел судно, матрос матросил, доктор вел дневники и измерял нам давление, а мы голодали и в меру сил трудились на яхте. Они ели, мы не ели.

И.Р.: Я по-прежнему опасаюсь, что люди, ведущие неравный бой с лишним весом, решат, что им необходимо поступить так, как вы. И пострадают.

К.М.: Нет, действительно, этого ни в коем случае нельзя делать самому, если это длительное голодание, во-первых. Во-вторых, это не гарантия того, что это поможет похудеть. Оно, конечно, поможет, если вы проголодаете 21 день, но не факт, что прежняя ваша кондиция не восстановится после того, как вы выйдете из голодания. Это другой вопрос. Это вопрос диетологии, скажем. Я потерял 17 кг за 40 дней, Голтис потерял 20 кг, но это все очень быстро восстанавливается. Чистка произойдет, пользу организму принесет, но это не гарантия того, что вы не вернетесь в прежнее состояние.

Аудиоверсия интервью:

XS
SM
MD
LG