Линки доступности

Москва — Белград: в чем интересы сторон?


Президент РФ Владимир Путин награждает президента Сербии Александра Вучича орденом Александа Невского. 17 января 2019 г.
Президент РФ Владимир Путин награждает президента Сербии Александра Вучича орденом Александа Невского. 17 января 2019 г.

СМИ и эксперты — о геополитическом контексте визита президента Путина в Сербию

Кремль пытается использовать Сербию в качестве клина, раскалывающего консолидированную позицию Европы, и для противостояния Западу в самом широком аспекте вопросов – от геополитических до идеологических. Таков общий тон публикаций в европейской прессе, посвященной теме визита президента РФ Владимира Путина в Белград.

Вояж Путина завершился в четверг подписанием большого числа двусторонних документов, обмена подарками с сербским лидером Александром Вучичем, пышными речами и торжественными мероприятиями. СМИ также отмечают, что визит прошел на фоне долговременных массовых протестных акций сербской оппозиции, недовольной внутренней политикой местных властей.

«Если говорить о ситуации на Балканах, то серьезным дестабилизирующим фактором здесь является линия США и некоторых западных стран, направленная на закрепление своего доминирования в регионе», — сказал российский президент в интервью сербским СМИ еще накануне визита.

Путину необходим этот визит для утверждения в Сербии российского влияния «наперекор Западу», утверждает Le Figaro.

«В начале 2000-х годов война закончилась, однако Западные Балканы вновь стали полем идеологической битвы между Востоком и Западом, новой линией фронта между конкурирующими влияниями Запада и России», — указывается в статье издания.

По мнению автора публикации, влияние Кремля «на славянских братьев» распространяется на все сферы, но в первую очередь оно нацелено «на противодействие продвижению в регион западных учреждений, НАТО и Евросоюза».

В свою очередь, Times в своей редакционной статье напоминают о том, что Балканы остаются потенциально опасным регионом из-за существующих неразрешенных конфликтов, главный из которых — противостояние Сербии и Косово. В то же время издание отмечает: «Александр Вучич, сербский президент, и его косовский коллега Хашим Тачи, повышают вероятность того, что территориальный обмен может стать способом положить конец конфликту».

Как предполагает газета, подобное соглашение может заинтересовать Владимира Путина, «который сочтет любой территориальный обмен с Косово полезным прецедентом для разрешения конфликта с Украиной».

Иную точку зрения высказал заместитель главного редактора сайта Carnegie.ru Максим Саморуков.

«Зачем России помогать косовскому урегулированию? — задается он вопросом. Чтобы Сербия могла вступить в ЕС и ввести против России санкции? Чтобы российским гражданам пришлось получать визы для поездок в Сербию? Чтобы Сербия ради ЕС разорвала двустороннее соглашение о свободной торговле? Чтобы сербы могли углубить сотрудничество с НАТО и стать частью Запада? Для России все это перспективы сомнительной привлекательности, и, чтобы предотвратить их, ей не надо ничего делать – просто и дальше не признавать Косово».

Еще один плюс ля Кремля – пассивный саботаж Россией косовского урегулирования внешне будет выглядеть как беззаветная поддержка Сербии, — констатировал эксперт Московского центра Карнеги.

Председатель ПАРНАС, экс-глава правительства РФ Михаил Касьянов считает, что Сербия традиционно находится среди приоритетов внешней политики Кремля. И это, на его взгляд, совершенно естественно с учетом исторических связей двух стран.

«Однако в политике Путина, безусловно, много противоречий на этом направлении, — уточнил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». — С одной стороны, Кремль сам пытается наладить взаимоотношения Евросоюзом, с другой – всячески препятствует желанию стран восточной Европы вступить туда или в Североатлантический блок. Поэтому, мне кажется, на этом Путин и хочет играть дальше. Тем более, что противостояние с ЕС продолжается, как санкционная политика в отношении Москвы».

Михаил Касьянов также полагает, что одна из целей визита — убедить руководство Сербии в том, что от России они могут получить больше выгод, чем от вступления в ЕС.

«Тем более, как мы знаем, Брюссель проводит единую внешнюю политику и политику в сфере безопасности, — добавил он. — Это означает, что Сербии (после вступления в ЕС) — хочет она того или не хочет — придется придерживаться коллективных решений организаций, в том числе и относительно санкций. Поэтому многие политические группы внутри страны, несмотря на свои разногласия и возможные предпочтения в пользу Путину, должны сделать сегодня стратегический выбор». Для сербских властей это один из самых принципиальных вопросов, резюмировал политик.

В свою очередь, член политического комитета партии «Яблоко» Сергей Митрохин полагает, что Путин, как обычно, увязывает свою внешнеполитическую деятельность с внутрироссийской направленностью.

«Применительно к внешним целям он пытается внести раскол в ряды Евросоюза на этом фланге политики, — подчеркнул он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». — А внутренней аудитории, электорату, показывает, что вот мы общаемся с дружеским народом и укрепляем связи. Конечно, эти цели носят чисто пиаровский характер».

Еще одна цель Кремля – затормозить продвижение Сербии в ЕС, считает политик.

«Путину это по душе. Вступление Сербии в Евросоюз станет очередным ударом по Кремлю, его политике, надеждам и распространяемым им фантомным мифам», — заключил он. Брюссель недавно допустил, что при соблюдении всех необходимых условий Сербия может стать полноправным членом ЕС в 2025 году.

XS
SM
MD
LG