Линки доступности

#ОНФ, или Письмо на фронт


Владимир Путин
Владимир Путин

НКО Путина может получить думское большинство в 2016. Для этого ОНФ нет необходимости превращаться в партию

Массовые и, в преломлении прессы, гротескные инспекции российских НКО на предмет их принадлежности к числу «иностранных агентов» в последнюю неделю марта завершились не менее гротескным пиаром другого НКО – Общероссийского Народного Фронта Владимира Путина. В западной прессе мероприятие по продвижению бренда назвали «помесью брежневских съездов и американских толк-шоу». В последнюю пятницу марта в южной столице России Ростове-На-Дону президент страны дал феерический старт сразу двум избирательным кампаниям – выборам в Госдуму в 2016 году и президентским в 2018. ОНФ может принести Путину победу в обеих кампаниях, но, как полагают аналитики, амбиции и последствия проекта могут оказаться шире, чем поход за удержанием власти в России.

НВП и ОНФ

Начальная военная подготовка была одним из обязательных предметов советской школьной программы. Класс, разработанный специалистами Министерства Обороны СССР, давал навыки владения огнестрельным оружием: старшеклассники разбирали и собирали автоматы Калашникова на время, стреляли по мишеням, вступали в рукопашный бой с параллельными классами, рыли окопы. Но главным компонентом программы НВП было «военно-патриотическое воспитание» – учащимся внушалась идея о постоянной угрозе и необходимости защиты Отечества от враждебного окружения. Для максимальной приближенности к военному времени дети играли в «Зарницу» и пели у костра песни о Ленине и партии.

Официальный сайт ОНФ поражает аскетизмом и военной терминологией. Символика Общероссийского Народного Фронта странно напоминает плакаты из учебника НВП, а присутствие в названии движения слова «фронт» – о постоянной угрозе и необходимости защиты Отечества от враждебного окружения. Отдельным разделом программные статьи Владимира Путина, а традиционный для всех сайтов отдел связи здесь назван «Письмо на фронт».

Символика ОНФ ассоциируется у американского политолога Пола Гобла, автора блога Window on Eurasia (Paul Goble) с другим историческим режимом.

«Комбинацию национализма и социализма – то, что сейчас делает в России Путин с этим движением – мы уже видели. Мы все знаем, что из этой идеи родилось – Национал-социалистическая рабочая партия Германии».

Жириновский, Наполеон, Гитлер и Великая Россия

Идеология исключительности и глобальной миссии «Великой исторической России» или «Большой Русской Цивилизации» вплетена в контекст Общероссийского Народного Фронта и представляет в путинском движении концепцию СНГ, а в более амбициозном варианте – Евразийского проекта Владимира Путина. Свидетельство тому — ряд совпадений в символике, названиях и географии иностранных отделений ОНФ в странах бывшего СССР. Так, согласно пресс-релизам ОНФ, «международное крыло» движения сформировано путем объединения отделений в Латвии, Эстонии, Беларуси и Финляндии, получившее название «Интернациональная Россия - ОНФ». В мае 2012 года международное крыло переименовано в «Евразийский Народный Фронт».

«Жириновский родом из Казахстана, Наполеон – из Корсики, Гитлер – из Австрии – радикальные националисты как правило появляются в регионах, где их этническая группа живет в меньшинстве», – отмечает Пол Гобл, американский политолог, автор блога Window on Eurasia (Paul Goble).

Привлечение «товарищей» из стран «ближнего зарубежья» к проекту ОНФ, как полагает Пол Гобл, означает, что это движение окажется «гораздо больше националистическим», чем если бы оно состояло только из граждан России, и это представляет «реальную и растущую угрозу для самой России и для ее соседей». При этом американский аналитик различает две формы «русского национализма» в России: «легитимный патриотический национализм», основанный на любви к своему народу и национальной гордости; и «агрессивный колониальный национализм», основанный на стремлении к превосходству за счет подавления других народов. По мнению Пола Гобла, ОНФ Владимира Путина проявляет все признаки второй формы национализма.

Дума-2016 и аутсайдер Медведев

Для получения думского большинства на выборах 2016 года Владимиру Путину нет необходимости делать из ОНФ политическую партию. Массовое вступление в движение членов уже существующих партий, и самих партий в полном составе означает, что 25 процентов «беспартийных» кандидатов, полагающихся по обновленной Конституции каждой партии, скорее всего достанутся беспартийным активистам Общероссийского Народного Фронта. В результате, больше половины кресел в Госдуме после выборов 2016 года могут оказаться занятыми «депутатами-фронтовиками». «Надпартийность», продекларированная Владимиром Путиным в программе ОНФ, таким образом, окажется воплощенной в жизнь.

Гиперактивность ОНФ на региональном уровне, маршевое формирование сети отделений в республиках, краях и областях дает основание думать о подготовке уже и к другим выборам – президентским 2018 года. Побьет ли российский электорат «за Путина» 99-процентный рубеж Чечни, или рискнет повторить 105-процентный рекорд Ингушетии, покажет время. Пока же аналитики допускают и возможность перевода ОНФ в политическую партию.

«Вполне возможно, что ОНФ будет провозглашена политической партией уже на июньском съезде», – полагает профессор Гарвардского университета Марк Крамер (Mark Kramer, Harvard University).

«После серии репрессивных мер и законов, направленных против повторения массовых протестов декабря 2011 года, Путин решил сделать ставку на Народный Фронт», – отмечает профессор Крамер. Аналитик предполагает, что в конечном итоге Путин «поднимет статус ОНФ до уровня правящей силы в России».

Судьба тандемного партнера президента Дмитрия Медведева, между тем, остается под вопросом. Крамер допускает, что Путин готов «оставить Медведева на семи ветрах в качестве лидера стремительно теряющей популярность партии “Единая Россия”, теперь уже чаще называемой “партией жуликов и воров”».
  • 16x9 Image

    Фатима Тлисовa

    В журналистике с 1995 года. До прихода на «Голос Америки» в 2010 году работала собкором по Северному Кавказу в агентстве «Ассошиэйтед пресс», в «Общей газете» и в «Новой газете». С января 2016 г. работает в составе команды отдела Extremism Watch Desk "Голоса Америки"

XS
SM
MD
LG