Линки доступности

Несекретные нефть и газ


Владимир Путин (в центре)
Владимир Путин (в центре)

Почему Владимир Путин предложил рассекретить информацию о недрах России

Президент Владимир Путин заявил о необходимости снять гриф «секретно» с данных о природных запасах России.

Выступая на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, президент объяснил, что в стране, где работают международные компании и проводится международный аудит, «подобная секретность - это явный анахронизм» (цитируется по стенограмме, опубликованной на официальном сайте Кремля).

Президент также считает, что необходимо разработать новую классификацию природных запасов по международным стандартам: «по мнению специалистов, есть много положительного в нашей системе оценки, поэтому будем стремиться к тому, чтобы она была максимально близкой и понятной нашим коллегам из-за рубежа».

Сведения об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ, в том числе о балансовых запасах нефти и растворенного в ней газа, являются государственной тайной с 1993 года.

Олег Анашкин, заместитель директора Центра оценки сырьевых активов считает, что если гриф секретности будет снят, это станет действительно важным решением, особенно для инвесторов.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он объяснил, что часть месторождений и исследований сегодня недоступны инвесторам и частным компаниям: «Последние стратегические месторождения были переданы во владение “Роснефти”. Эксперты полагают, что на сегодняшний день стратегических объектов у нас больше не существует, наверно. А это самые интересные объекты».

«Но у нас есть недоисследованные земли, где месторождения могут еще находиться. Поэтому для инвесторов это очень интересное и привлекательное сообщение. Время идет, и месторождения, на которые мы можем рассчитывать – это новые месторождения, которые мы должны найти на новых территориях. А это требует больших вложений. Для того, чтобы привлечь большие вложения, нам нужно раскрывать информацию, которая имеется на сегодня», - рассказывает Анашкин.

Стоит напомнить, что предложения о рассекречивании этой информации звучали давно. Предпринимались и конкретные шаги: так, в 2006 году Россия сняла секретность с информации по месторождениям алмазов и металлов платиновой группы.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в своей работе руководствуется положением закона, который предусматривает, что понятие государственной тайны по всем типам полезных ископаемых распространяется на карты месторождений масштабом 1 к 100 000 и детальнее, а также на аэрокосмические фотоматериалы с детализацией объектов размером 2 метра и менее.

Взгляд из-за океана

Надежда Виктор (Nadejda Victor), аналитик консалтинговой фирмы Booz Allen Hamilton, позитивно оценивает инициативу Владимира Путина.

«Отказ от секретности повысит качество анализа состояния ресурсной базы и принимаемых решений. Особенно важно то, что гриф секретности затруднил бы анализ потенциала трудноизвлекаемых запасов и, таким образом, затруднил бы принятия решений по их разработке а также введения мер экономического стимулирования», – отмечает она.

«Многие эксперты считают что данные о запасах завышены. Причина заключается в том, что в России до сих пор действует классификация запасов нефти и газов, разработанная почти 30 лет назад. – продолжает Надежда Виктор – Переход к мировым стандартам является не менее важным, чем снятие грифа секретности».

При этом эксперт уверена, что эти меры в первую очередь необходимы самой России, а не иностранным инвесторам: «Снятие грифа секретности является необходимой, но не достаточной мерой для привлечения инвестиций».

Женя Устинова (Jenia Ustinova), аналитик консалтинговой фирмы Eurasia Group, отмечает, что «это один из тех случаев, когда слова и действия Путина соответствуют текущим реалиям».

«Российские резервы могут быть оценены достаточно точно. Учитывая объемы неиспользованных ресурсов, в дополнение к тем месторождениям, которые уже разрабатываются, инвесторы не могут всерьез опасаться, что у России в обозримом будущем закончится нефть. Поэтому им просто не нужны точные цифры. Президент Путин надеется, что рассекречивание этой информации создаст впечатление большей прозрачности в нефтяном секторе России и, следовательно, вызовет больший интерес инвесторов», – говорит она.

Однако, напоминает Устинова, помимо данных о запасах полезных ископаемых, инвесторы принимают в расчет многие другие факторы – от простоты ведения бизнеса в той или иной страны до эффективности производства.

Конец монополии «Газпрома»?

Владимир Путин также сказал, что нужно «продумать возможную поэтапную либерализацию экспорта» сжиженного природного газа (СПГ).

«Сегодня доля нашей страны в мировых поставках сжиженного природного газа составляет всего 3,6 процента, и если мы не будем проводить активную политику, то рискуем практически полностью отдать этот рынок нашим конкурентам. Для развития такой отрасли следует сформировать все условия. Речь идёт, в том числе, о необходимости продумать возможную поэтапную либерализацию экспорта СПГ, об организации в России производства необходимого технологического оборудования…», – заявил Путин.

За отмену монополии «Газпрома» после этого выступил и глава «Роснефти» Игорь Сечин. На заседании Комиссии он попросил поставить вопрос о либерализации экспорта на газ. Но сразу оговорился: речь, в данном случае, идет только о сниженном газе.

«Обеспечение экономических и регуляторных условий для производства экспорта СПГ шельфовых месторождений – это не только вопрос развития газовой отрасли, это вопрос эффективности и целесообразности освоения российского континентального шельфа. В конечном счёте это вопрос будущего нашего топливно-энергетического комплекса и развития экономики страны», – объяснил Сечин.

Монополия «Газпрома» на экспорт газа действует в России с 2006 года. В ноябре прошлого года либерализовать экспорт СПГ попросили владельцы «Новатэка» – Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон.

Олег Анашкин указывает, что монополия «Газпрома» уже пошатнулась: «У нас есть три частные компании, которые активно работают в секторе газа – «Новотек», «Лукойл» и «Роснефть». Но эти компании приближены к решениям госаппарата».

Анашкин предполагает, что «какая-то диверсификация будет, чтобы не наезжали только на «Газпром». Эти компании, особенно «Роснефть», на сегодняшний момент, зависят от решений правительства».

Стоит добавить, что накануне крупнейшие нефтяные компании США и России ExxonMobil и «Роснефть» расширили соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое, в частности, предполагает «совместную оценку возможности реализации проекта сжиженного природного газа на российском Дальнем Востоке». Церемония подписания документов была проведена в присутствии Владимира Путина.
XS
SM
MD
LG