Линки доступности

Путин на Балканах: бизнес и ничего личного?


Владимир Путин и Борут Пахор
Владимир Путин и Борут Пахор

Эксперты о визите премьер-министра России в Словению и Сербию

Визит российского премьера Владимира Путина в Словению и Сербию связан прежде всего с будущим газопровода «Южный поток», считают эксперты. Поездка в Словению планировалась давно, и ее главным результатом стал договор о совместном строительстве и использовании словенского участка «Южного потока» российским «Газпромом» и словенской компанией «Геоплин Плиноводы». А вот намерение Путина посетить Сербию стало для всех неожиданностью.

Аналитики склоняются к тому, что главной причиной остановки Путина в Сербии стало смятение, охватившее Белград после заявления вице-премьера Игоря Сечина на прошлой неделе о том, что Россия рассматривает возможность отказа от строительства «Южного потока». И хотя министр энергетики Сергей Шматко опроверг слова Сечина, сказав, что от «Южного потока» пока не собираются отказываться, напряженность сохраняется. Ведь Турция по-прежнему не дает согласие на строительство «Южного потока» через ее черноморскую зону. Уже идут разговоры о том, чтобы сжижать газ на черноморском побережье, перевозить его через море и снова пускать в трубу, несмотря на дороговизну и даже неэффективность такого проекта, как утверждают специалисты.

В этом смысле переговоры турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Дмитрия Медведева на прошлой неделе не принесли видимых результатов. Вместе с тем Владимир Путин уже после той встречи заявлял: «Мы не считаем, что есть какая-то угроза этому проекту со стороны наших турецких партнеров». Именно с таким посылом он приехал в Белград, полагают эксперты.

Стоит отметить, что Путин прибыл в сербскую столицу как раз в 12-ю годовщину начала военной операции НАТО против Югославии. Наблюдатели ожидают заявлений, связанных с Косово, а также Ливией. Кроме того, Путин приехал в Белград после 10-летнего перерыва. Там он встречается с президентом страны Борисом Тадичем, премьер-министром Мирко Цветковичем, с членами парламента – Народной скупщины, и лидерами ведущих политических партий.

Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Сергей Михеев считает, что «слишком масштабные заявления по Косово» в Белграде не прозвучат, что речь зайдет, конечно, и о Ливии, но, опять же, «весь визит (в Сербию – В.Л.) связан в первую очередь с “Южным потоком”». «Наверное, Путин решил все-таки посетить Сербию в первую очередь для того, чтобы подтвердить интерес России к этому проекту», – сказал Михеев.

Быть может, Турцию удерживает от положительного решения по «Южному потоку» ее участие в проекте строительства еще одного газопровода – «Набукко»? Напомним, что по нему предполагается поставлять газ из Туркменистана и Азербайджана в Европу в обход России. «Набукко» должен начать работать на год раньше «Южного потока». «Это может быть связано и с “Набукко”, и с другими отношениями турок с Европой или с американцами, это вообще может быть связано с каким-нибудь Нагорным Карабахом», – ответил на вопрос «Голоса Америки» Сергей Михеев.

Под иным углом на эту ситуацию смотрит директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. С его точки зрения, «Турция здесь ведет свою игру». Турция, предположил он, возможно, была бы больше заинтересована в том, чтобы часть газопровода шла не по морскому дну, пусть и в ее зоне, а непосредственно по турецкой территории, поскольку тогда Анкара получила бы от этого большую прибыль.

Владимир Евсеев обратил также внимание на проблему наполнения российского газопровода газом. «Для России, – пояснил он, – наверное, было бы лучше использовать иранский газ, но это нереально. Иран сам хочет экспортировать газ через Турцию. Получается, здесь столкновение интересов Ирана и России. Иран хочет поставлять природный газ через Турцию. Надо только это до границы Ирана с Турцией доводить, там уже есть система подачи газа».

Что касается туркменского газа, то он идет сейчас в Иран, а оттуда – в ту же Турцию, добавил Евсеев. Директор Центра общественно-политических исследований отметил, что в Европе Россия воспринимается как более надежный поставщик, чем тот же Иран, отношения которого с Западом в будущем могут измениться в худшую сторону. И в то же время в Европе не хотят чрезмерно зависеть от России, напомнил эксперт. Будущее «Южного потока» он пока что подвергает сомнению.

Сергей Михеев, напротив, верит в то, что «Южный поток», «скорее всего, пойдет так, как запланировано». Вместе с тем он отметил, что бизнес есть бизнес, что российские партнеры по «Южному потоку» на Балканах «давно перестали быть нашими политическими союзниками», и что в случае неудачи с этим газопроводом нельзя будет обвинять Россию.

Отметим, что, кроме Словении и Сербии, Россия уже заключила межправительственные соглашения о строительстве «Южного потока» с Хорватией, Болгарией, Венгрией, Грецией и Австрией. Газопровод планируется построить к 2015 году.

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG