Линки доступности

Дело Pussy Riot: две правды


Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в суде (архивное фото)
Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич в суде (архивное фото)

В России мнения по делу о хулиганстве панк-группы расходятся

Все три участницы панк-группы Pussy Riot – Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич не – признали свою вину, однако извинились перед верующими. Это выяснилось в ходе начавшегося в понедельник 30 июля слушания по существу уголовного дела в отношении участниц группы.

Напомним, их обвиняют в хулиганстве в связи с провокационной акцией в храме Христа Спасителя. Тогда, по определению Генпрокарутуры, они «в крайне непристойном для подобного места виде» исполняли песню «оскорбительного и богохульного содержания для православных верующих граждан».

Арестованных молодых женщин уже около полугода держат в предварительном заключении.

С утра в 7-й Ростовский переулок, где находится Хамовнический суд, потянулись как сторонники группы, так и ее противники. Первые сочли необходимым поддержать участниц группы, которым в свете выдвинутого против них обвинения грозит тюремное заключение сроком до 7 лет. Вторые пришли выразить свои оскорбленные действиями панк-музыкантш чувства.

Временами между ними разворачивались острые дискуссии, которые, впрочем, трудно было назвать конструктивными. Одни говорили о кощунстве и святотатстве, о том, что девушки нарушили каноны православия. Другие в ответ заявляли, что представительниц панк-группы судят не по религиозным канонам, а в соответствии с уголовным кодексом, поэтому, дескать, не стоит привносить в диалог всякие сакральные вещи.

А, в общем, оппоненты мало прислушивались к доводам противоположной стороны. Дебаты на фоне Хамовнического суда лишний раз подтвердили тот факт, что сегодня в российском обществе нет единого мнения по поводу того, как относится к этому громкому делу.

Проход к зданию суда был заранее перекрыт оградительными барьерами. Тем не менее, полицейский через мегафон неустанно призывал граждан освободить проезжую часть, по который никто не мог ездить по определению.

Художник-карикатурист и врач-психиатр Андрей Бильжо признался корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что пришел просто поддержать участниц группы, потому что ему по-человечески жалко трех девушек. «Наказание, которое им грозит, – совершенно неадекватно совершенному ими поступку, – уверен Бильжо. – Осуждать поступок – это отдельная история».

По его утверждению, адвокат, который защищает потерпевших (трех православных верующих), на последнем заседании «нес полную ахинею с точки зрения психиатрии». «Когда все увязывается с трагедией с башнями-близнецами в Нью-йорке, крымским наводнением и бог знает еще с чем, то это называется параноидальный бред», – констатировал он как специалист.

В свою очередь, сама адвокат Лариса Павлова, представляющая в суде интересы потерпевших, считает, что очевидна попытка «вывести хулиганок из-под уголовной ответственности, скрыть настоящий состав преступления».

Накануне в интервью британской газете The Times премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал не спешить с оценками и дождаться приговора.

«Мне кажется, к этому нужно относиться спокойно, – в частности, сказал он, – Разве есть приговор? Его нет. Идет следствие».

Далее Медведев, заявив, что относительно данного дела есть разные позиции, добавил: «В некоторых странах за подобные действия ответственность была бы существенно более строгой, не говоря уже, что в определенных политических условиях такая деятельность могла весьма печально закончиться для тех, кто ее осуществлял бы, находясь в пределах того или иного храма».

В понедельник в 7-й Ростовский переулок подошел и один из лидеров российской оппозиции Борис Немцов. Комментируя по просьбе «Голоса Америки» интервью главы правительства РФ, он заметил, что тот, видимо, намекает на Саудовскую Аравию, Иран, Северную Корею. «То есть на те страны, в направлении которых они с Путиным и двигаются», – уточнил Немцов.

Дело Pussy Riot Борис Немцов назвал «политической расправой».

«Очевидно, что власть предержащие, а также иерархи церкви мстят этим девчонкам, согласен, достаточно эпатажным. И это никуда не годится. Они никакой угрозы никому не несут. Держать их за решеткой столько времени означает, что их делают реальными политическими заключенными. Они изначально таковыми себя не считали», – резюмировал оппозиционный политик.

С ним категорически не согласен Иван Дьяченко, возглавляющий коалицию жителей города Москвы «За нравственность». «Мы пришли выступать за нравственность по отношению к нашим детям и по отношению к окружающим. Мы против таких действий, которые устраивают Pussy Riot», – подчеркнул он.

Дьяченко напомнил, что участницы группы и до этого не раз выступали с «непристойными акциями». «Им всякий раз все сходило с рук. Сейчас мы хотим, чтобы этому, наконец, был положен конец», – сказал он.

Глава коалиции «За нравственность» сообщил, что они написали письмо в Генеральную прокуратуру с тем, чтобы там дали правовую оценку действиям Pussy Riot. Он считает, что так долго содержать людей под стражей без какого-либо решения, конечно, неправильно.

Участницы панк-группы извинились в суде перед верующими, которых не хотели оскорбить своим панк-выступлением, сообщило РАПСИ.



У здания суда в 7-м Ростовском переулке побывал и корреспондент «Голоса Америки» Джеймс Брук. Он также побеседовал с собравшимися там людьми.

Активист Александр Лебедев сравнивает суд над девушками из Pussy Riot с судебными процессами советских времен над писателями Даниэлем и Синявским.

«Дело в том, что я неожиданно осознал, что дело Навального, которое полностью сфабриковано, политизировано, также, как и дело этих девушек. Это просто некая копия 60-х, которые, к сожалению, я не помню, поскольку был ребенком. Насколько я помню, нечто подобное уже случалось, когда Брежнев был в отъезде, а Андропов решил, что диссидентство зашло слишком далеко и было необходимо арестовать несколько сотен человек. Конечно же, до арестов такого количества человек пока не дошло, но сходство поразительное», - говорит Лебедев.

Глава Благотворительной общественной организации «Покров» Лия Смирнова придерживается иного мнения.

«Мы пришли сюда, чтобы поддержать решение суда, причем любое решение. Главное для нас, верующих, чтобы такое сумасшествие больше не повторилось в здании церкви. Каким бы ни было решение по этому делу - освободить их или заключить в тюрьму на длительный или короткий срок - мы все равно не сможем с точностью сказать, что это предотвратит последующие происшествия такого рода. Просто мы, православные, не хотим, чтобы это случилось вновь», - подчеркивает Лия Смирнова.
XS
SM
MD
LG