Линки доступности

Россия. День 24 декабря. Первые оценки


Протесты 24 декабря
Протесты 24 декабря

Борис Немцов, Сергей Марков, Лев Пономарев и Валерий Борщев оценивают результаты митинга «За честные выборы»

Российские наблюдатели – как сторонники, так и противники власти – сошлись во мнении, что московский митинг «За честные выборы» удался. Однако они по-разному оценивают результаты этой акции протеста.

Борис Немцов, член Бюро федерального политсовета Объединенного демократического движения «Солидарность», Сопредседатель Партии народной свободы (ПАРНАС), один из организаторов митинга «За честные выборы»:

«Я считаю это грандиозным успехом не только оппозиции, но и всего гражданского общества. Участников митинга было около 130 тысяч человек. Несмотря на провокации и подлость со стороны Путина, люди пришли, при чем, было довольно холодно, и простояли на митинге более трех часов. Это был мирный митинг, в котором участвовали представители всех политических сил.

Резолюция митинга предельно важна: это и освобождение политзаключенных; и отмена фальсифицированных Путиным и Чуровым выборов; это и отставка Чурова; и регистрация оппозиции; и новые выборы. Но есть еще два пункта: мы решили сегодня, что будет создана Ассоциация избирателей, задача которой контролировать «жуликов и воров» на выборах 4 марта. И второе требование – не пустить Путина в Кремль, не дать ему ни одного голоса.

Путин совершил глупость, обругав и обхамив участников митинга на Болотной площади 10 декабря. Его хамство привело к тому, что численность участников сегодняшнего протеста была намного выше, чем две недели назад.

Я думаю, что следующий митинг пройдет в феврале, где основными требованиями станут недопущение Путина в Кремль и проверка того, как власть выполняет требования, высказанные сегодня и 10 декабря.

Сегодняшний митинг можно назвать грандиозным митингом объединенной оппозиции, и еcли Путин и Медведев ничего не поняли, мы объясним им это на следующем, еще более массовом митинге».

Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты России, проректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова:

«Самое главное, что организаторам митинга удалось добиться его повторения. В митиге приняло участие около сорока-пятидесяти тысяч человек. Официальные цифры меньше. МВД сказало, что максимум было единовременно 29 тысяч, но я думаю, что с учетом того, что люди приходили и уходили, в нем приняли участие 40 -50 тысяч.

Второе, это перемещение. Очень удачное место, на площади Андрея Сахарова, многие чувствовали политическое родство с Андреем Сахаровым. Это новое место, я думаю, у них будет всегда.

Кроме того, удалось добиться ухода националистов. Их почти не было, их выступления были в основном освистаны. И если две недели назад, я говорил, что на Болотной площади происходит рождение двух потенциальных партий, которых пока нет – условно “Европейской партии России” и “Русской партии России” – то на этом митинге мы увидели “Европейскую партию России”.

Еще один успех заключается в эволюции политических лозунгов. Если раньше эти лозунги были “За честные выборы”, то сейчас они эволюционируют в направлении против Владимира Путина. Все мы этого ожидали – это проект подготовки “цветной революции” в России. Задача организаторов, которую они ставят для себя, и которую им дают их хозяева – свалить Владимира Путина, вернуть на арену другие партии и других лидеров, которые будут находится под контролем внешних геополитических центров.

Организаторам не удалось увеличить количество участников и не удалось сформулировать более ясные политические требования. Им удалось выбить из власти политические реформы. Так что это был “митинг победитилей”, во многом, если говорить о политических реформах. Но отмена результатов выборов – это нереалистично. Ну и свалить Путина им тоже не удалось, поэтому это был митинг “отчасти победителей”».

Валерий Борщев, председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при Президенте РФ, член Бюро партии «Яблоко», член Московской Хельсинкской группы:

«Главное, что все больше и больше людей присоединяются к протестным движениям. Это разные люди, которых объединяет возмущение фальсификациями на выборах в Государственную Думу. Они чувствуют себя оскорбленными и больше не доверяют власти. Думаю, мы можем говорить о проснувшемся чувстве собственного достоинства россиян.

Неважно, сколько людей впредь будет собираться на подобные митинги, важно, что процесс объединения на почве того, что власть пренебрегает интересами граждан, не считается с ними и презирает их, фальсифицируя выборы, уже необратим. Это скажется на результатах президентских выборов в марте будущего года, потому что антипутинские настроения сильны в самых разных слоях общества.

Одним из главных достижений митинга я считаю решение о создании Ассоциации избирателей. Подобная организация существовала в 80-е годы.

Главная проблема митинга – разногласия между националистами и людьми демократических взглядов. Националисты заявляли о себе отдельно, они стояли по правую сторону сцены, и они отличались своим поведением и позицией. Эта проблема остра, и на нее нужно обращать внимание. Некоторые выступления националистов были на грани конфронтации, и эта проблема тревожит, потому что их численность велика, они хорошо организованы. На митинге они даже заявили о создании Русской национальной партии».

Лев Пономарев, правозащитник, исполнительный директор общероссийского движения «За права человека»:

«Самый главный результат – массовость прошедшего митинга. Важно, что полиция не вмешивалась, но это зависит не от органов правопорядка, а от власти, которая пока решила вести себя мягко. Подчеркиваю, что “пока”, но мы не знаем, как она будет себя вести завтра.

Опять же эта “мягкость” очень условная. Например, не исключено, что Сергею Удальцову, который голодал на протяжении 12-ти дней и попал в реанимацию, снова дадут 15 суток, несмотря на то, что митинг прошел мирно. Просто власти, как они сами выражаются, “накопили к нему другие претензии”.

Никакой сверхзадачи у митинга не было, важно было, чтобы пришло как можно больше людей, и они повторили требования, высказанные на митинге 10 декабря.

Любопытно, что власть показала желание к диалогу с представителями оппозиции – такого не было со времен Ельцина. Путин всегда пренебрегал общественными запросами. Знаковыми являются противоречивые слова Суркова, который назвал протестантов "лучшими людьм", в то время как Путин обидел общественность. Власть лихорадит, она не знает, что делать. Но я предполагаю, что эта "мягкая линия" может быть в любой момент прекращена, и начнутся прямые провокации».

Другие материалы о событиях в России читайте в рубрике «Россия»

XS
SM
MD
LG