Линки доступности

Деньги для НКО


Светлана Ганнушкина
Светлана Ганнушкина

Госсекретарь США Хиллари Клинтон согласна с мнением российских правозащитников о том, что нужно найти новую форму финансирования НКО

Госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Санкт-Петербург пообещала российским правозащитникам подумать над тем, как изменить форму финансирования НКО в России. Об этом в субботу пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на участника встречи Клинтон с правозащитниками – Дмитрия Дубровского.

«Госпожа Клинтон сказала, что в курсе проблемы и озабочена поисками путей видоизменения поддержки российских НКО, чтобы не ставить их под удар зарубежным финансированием», –рассказал Дубровский.
По его словам, Клинтон согласилась с мнением о том, что нужно найти новую форму финансирования НКО.

«Я предложил создать не зависимый ни от России, ни от США фонд, куда бы две страны вкладывали деньги. При этом в попечительском совете были бы и россияне, и американцы. Клинтон сказала, что эту идею стоит обсудить подробнее», - резюмировал Дубровский.

Накануне в пятницу депутаты Госдумы от «Единой России» внесли законопроект о том, что российские некоммерческие организации (НКО), имеющие зарубежные источники финансирования и занимающиеся политической деятельностью, будут наделены статусом иностранных агентов.

Депутаты планируют внести поправки в закон «О некоммерческих организациях», которые призваны обеспечить публичность их функции как иностранных агентов и сделать данные сведения открытыми для российских граждан.

Участвующими в политической деятельности НКО депутаты предлагают считать те организации, которые финансируют и проводят политические акции «в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях».

Как ранее рассказала корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» правозащитник, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, российские правозащитные организации все без исключения используют преимущественно средства, полученные из иностранных источников. По ее словам, это следствие того, что российские власти не считают нужным финансировать правозащитные организации.

Русская служба «Голоса Америки» обратилась к российским правозащитникам с просьбой рассказать, насколько некоммерческие организации зависят от грантов иностранных фондов и правительств.

Оскорбительный законопроект

Правозащитник, которую четырежды выдвигали в номинанты Нобелевской премии мира, глава комитета «Гражданское содействие» по помощи вынужденным мигрантам Светлана Ганнушкина рассказала, что бюджет ее организации в основном строится на деньгах иностранных фондов.

«Российские власти нам не помогают, и не помогает нам и бизнес. Хотя некоторое финансирование от бизнеса – не денежного формата – мы получаем. Театры, например, дают бесплатные билеты для беженцев, а аптеки предоставляют лекарства. Но деньги внутри страны мы не получаем ни от правительства, ни от бизнеса», – рассказала Светлана Ганнушкина.
По ее словам, некоторые проекты правозащитной организации «Мемориал» финансируются за счет ООН.

«Наша организация и та работа, которую я делаю в "Мемориале", финансируется за счет Организации Объеденных Наций, которую я бы не стала называть иностранной. Можно считать, что мы получаем деньги из того взноса, который туда делает Россия, – рассказала правозащитник. – Непосредственно частное финансирование мы получили, например, от посольства Франции на гуманитарные проекты. Еще какие-то деньги мы получали деньги от зарубежных частных фондов, но в целом весь наш бюджет строится на зарубежных деньгах».

Законопроект «Единой России» Ганнушкина считает «оскорбительным».
«Закон меня не пугает по содержанию. Все что там сказано – это спекуляция для создания негативного мнения о правозащитниках для российского населения. Мы и так отчитывается, и сообщаем, откуда мы получаем деньги и как их тратим. Нас не поразили это предложения.

Мы регулярно проводим аудит, но согласно предложениям партии власти мы будем делать его два раза в год. На самом деле закон этот просто оскорбительный. То, что мы делаем – мы делаем на благо россиян. И когда нас хотят назвать иностранными агентами – это оскорбление. И, по-моему, это главная цель этого законопроекта», - резюмировала правозащитник.
«Капитал дырочку найдет»
Павел Чиков из ассоциации «Агора» считает, что включение правозащитных организаций в реестр иностранных агентов никак не повлияет на репутацию

НКО перед иностранными грантодателями.

«Реакция Клинтон в большой степени была спонтанной, потому что законопроект был внесен в Госдуму в день, когда она совершала визит в Санкт-Петербург. Эта была первая реакция, но она абсолютна верна, потому что капитал дырочку всегда найдет. Если одна страна хочет передать другой стороне деньги, то она найдет, как сделать это законно. И ничто этому не может помешать», – рассказал Павел Чиков.

По словам эксперта, на репутацию его организации и других правозащитных организаций, включение их в список иностранных агентов никак не скажется.
«Более того, если включение в это реестр будет означать, что на иностранные деньги я получу возможность заниматься политической деятельностью на законных основаниях, то это будет только плюс», – отметил Чиков.
По его словам, российские НКО, занимающиеся правами человека, в очень большой степени зависят от иностранных грантодателей.

Грантодателей становятся меньше

Политолог и эксперт правозащитной организации «Голос» Александр Кынев считает, что законопроект «Единой России» об НКО предназначен для «безграмотного обывателя».

«Ситуация с законопроектом "Единой России" абсурда. Такое ощущение, что никаких других проблем в стране нет, кроме "врагов" и "шпионов" из числа правозащитников. Все эти разговоры об иностранных агентах, которые уже сейчас возникли, предназначены для безграмотного обывателя», - рассказал Александр Кынев.

По словам Кынева, в последние годы количество выделяемых грантов сокращалось, особенно со стороны российских организаций.
«Грантодатели по разным причинам уходили. Что касается самих грантов, то у нас очень жесткие требования по расходованию получаемых средств. Мы отчитываемся не только по российскому законодательству, но и перед грантодателями», – сказал Кынев, отметив, что в основном российские правозащитник получают финансирование от зарубежных фондов.
XS
SM
MD
LG