Линки доступности

Организации гражданского общества вынуждены сокращать программы


Людмила Алексеева
Людмила Алексеева

В России сложилась ситуация, когда западные гранты получать нельзя, а отечественные не дают, считают эксперты

Независимые некоммерческие организации, отказавшиеся от зарубежного финансирования с целью бойкота «Закона об иностранных агентах», вынуждено сокращают программы и проекты. Среди них, Московская Хельсинкская группа (МХГ) – старейшая из ныне действующих в России правозащитных групп.

Людмила Алексеева, председатель МХГ, рассказала, что организации из-за нехватки средств, пришлось прекратить проведение мониторинга ситуации с соблюдением прав человека в России по Европейской конвенции по правам человека и школы по правам человека.

«Мониторинг мы проводили совместно с партнерами из регионов, которые собирали материал для докладов. В настоящее время мониторинг проводится частично и исключительно на волонтерской основе, чего явно недостаточно, – рассказала Алексеева Русской службе «Голоса Америки». – Школа по правам человека была достаточно затратным проектом МХГ – мы оплачивали проезд в Москву и размещение слушателей, которые приезжали из регионов России».

По словам Алексеевой, на данный момент МХГ ведет программу по расширению участия общественных организаций в мониторинге работы правоохранительных органов. Средства для проведения программы были получены МХГ в рамках конкурса так называемых «президентских грантов», учрежденных распоряжением правительства России.

Другие некоммерческие организации, как «Мемориал», не могут, по словам Алексеевой, работать без зарубежных грантов.

«“Мемориал” работает по защите прав человека в “горячих точках” – в России на осуществление данной деятельности грантов они не получат, а делать это без денег невозможно», – говорит правозащитник.

Недостаток финансирования сказался также на работе некоммерческих организаций по подготовке независимых докладов об исполнении правительством России обязательств по различным международным декларациям, в первую очередь в комитеты ООН.

«Для работы по линии ООН обычно складывались усилия нескольких организаций, но из года в год такая работа велась. Сейчас она прекратилась. У большинства организаций вообще нет на это ресурсов», – говорит Алексеева.

Павел Чиков, председатель ассоциации «Агора», в свою очередь, отметил, что многие правозащитные организации после принятия «Закона об иностранных агентах» впервые смогли получить финансирование со стороны правительства.

«Наша организация в 2013 году получила финансирование на два проекта, в этом году финансирование удалось получить на один проект, – рассказал Русской службе «Голоса Америки» Чиков. – Будут ли какие-то подводные камни и будут ли представители государства предъявлять нам претензии в связи с тем, как расходуются выделенные средства? Я думаю, что будут, но пока прецедентов не было».

Политолог Александр Кынев замечет, что уже сейчас звучат призывы не выделять президентские гранты и бюджетные средства тем некоммерческим организациям, которые занимаются так называемой политической деятельность.

По словам политолога, в настоящее время в России сложилась ситуация, когда западные гранты получать нельзя, а отечественные не дают.

«Это целенаправленная политика государства в отношении организаций, которые работают в неудобной для правительства сфере и поднимают неудобные вопросы», – отмечает Кынев.

Давление Кремля на гражданское общество, суммирует Кынев, привело к тому, что ряд донорских организаций закрыли свои представительства в России, а организации гражданского общества свернули свою деятельность или перенесли ее за пределы России, например в Польшу и страны Балтии.

«В сегодняшней России работать в независимых общественных организациях становится еще и опасно. Сотрудники некоммерческих организаций оказываются “предателями”, “врагами”, попадают под колпак различных инстанций – жизнь от этого лучше не становится», – резюмировал политолог.

В настоящее время в реестре Министерства юстиции в качестве «иностранного агента» зарегистрировано 14 некоммерческих организаций. Большинство организаций, как прекратившая деятельность ассоциация «Голос» и ее региональное подразделение, «Мемориал», «Агора», «Солдатские матери Санкт-Петербурга», фонды «Общественный вердикт» и «Институт развития свободы информации» и другие были внесены в список принудительно.

«Закон об иностранных агентах» был принят в 2012 году и обязывает некоммерческие организации, которые получают иностранное финансирование и занимаются «политической деятельностью», регистрироваться как «иностранный агент». Спустя два года президент Владимир Путин подписал закон, который дал право Министерству юстиции самому включать некоммерческие организации в реестр «иностранных агентов».

XS
SM
MD
LG