Линки доступности

Полицейская миссия ОБСЕ в Донбассе: ожидания и реалии


Киев и Москва по-разному трактуют итоги переговоров «Нормандской четверки» по Донбассу

КИЕВ – Российская сторона дала согласие на разворачивание вооруженной полицейской миссии на Донбассе, заявляют в администрации президента Украины.Об этом в эксклюзивном интервью агентству «Интерфакс-Украина» заявил заместитель главы администрации президента Украины Константин Елисеев.

«По итогам переговоров в «Нормандском формате» мы достигли единства в позициях и договоренности о том, что мы начинаем работу в Вене на уровне постпредов государств-участников «Нормандского формата» при ОБСЕ, и в перспективе – с привлечением всех стран ОБСЕ. Ведь нам необходим будет консенсус всех государств-участников Организации относительно развертывания миссии в Донбассе. На это согласилась и российская сторона», – сказал Константин Елисеев. Текст интервью «Интерфакс-Украина» публикует 1 июня 2016 года.

Он отметил, сообщает «Интерфакс-Украина», что некоторые критики заявляют, что Киев выдает желаемое за действительное. «На самом деле это не так, ведь я еще раз подчеркиваю, что у нас есть четкие записи всех телефонных разговоров, которые содержат согласие президента России на размещение именно вооруженной полицейской миссии ОБСЕ. Единственное, что я отмечу, что лидеры действительно не обсуждали детали, поскольку это уже должны делать эксперты и специалисты для того, чтобы наработать и предоставить соответствующие предложения на утверждение глав стран "Нормандской четверки"», – подчеркнул Константин Елисеев.

Константин Елисеев напомнил, что во время последнего телефонного разговора в «нормандском формате» 23 мая ночью были достигнуты определенные договоренности, которые, к сожалению, не были реализованы, поскольку Россия заблокировала и проигнорировала все запланированные в этом контексте мероприятия.

Спустя несколько часов после публикации этого интервью, в комментарии российскому информационному агентству «Интерфакс» заместитель главы МИД России Григорий Карасин отметил, что Россия «такого согласия не давала», добавив, что в данном случае «многословие киевских стратегов лишь мешает делу».

«Для обсуждения этих вопросов есть сложившиеся форматы. В первую очередь, это контактная группа, которая соберется в Минске, а также ОБСЕ, в рамках которой соответствующее решение и должно быть принято», – сказал «Интерфаксу» 1 июня заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

О разночтениях в заявлениях официальных лиц

Исполнительный директор Центра социальных исследований «София» Владимир Лупаций говорит о том, что в последнее время наблюдаются разночтения в трактовках тех или иных событий официальными представителями России и Украины.

«Я бы пока интерпретировал это заявление так, что российская сторона согласилась принимать участие в переговорах. Но все, что касается нюансов, статуса миссии ОБСЕ, – то ли это будет новая полицейская миссия с определенным мандатом или это российская сторона настаивает на том, что она не против, чтобы существующую Специальную мониторинговую миссию ОБСЕ вооружили легким оружием, не меняя статуса и мандата, сказать сложно», – подчеркивает в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» Владимир Лупаций.

Владимир Лупаций говорит, что вопрос об изменении мандата миссии ОБСЕ решается при согласии Украины и России во время переговоров представителей и руководящих органов Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе.

«В соответствии с процедурой принимаемых решений, стороны обсуждают вопросы допуска миссии, ее статуса, мандат, а также будет ли принимать участие в миссии российская сторона, которая, по мнению Украины, расценивается как сторона-агрессор или как страна, которая поддерживает незаконные вооруженные формирования на территории ДНР-ЛНР. Россия могла бы продемонстрировать позицию миротворца и отказаться от присутствия в этой миссии», – подчеркивает Владимир Лупаций.

Владимир Лупаций говорит, что серия заявлений представителей украинского и российского внешнеполитических ведомств, вероятно, в большей мере очерчивают «рамки», в которых предстоит вести дискуссии. «Будет ли это миссия только на линии разграничения или в каких-то локальных местах на территории ДНР-ЛНР, или на границе между Украиной и Россией, – это широкий диапазон для вопросов. Ясно пока только одно – стороны пока ни о чем не договорились», – утверждает Владимир Лупаций.

Уже не агрессия, но еще не лояльность

Блогер, автор интернет-сообщества «Украина – в ЕС! Перспективы и развитие» Дмитрий Воронков, считает, что российская позиция по поводу урегулирования ситуации в Донбассе может меняться в зависимости от западных требований.

«Россия начала использовать наше же оружие – дипломатию и очень быстро перестраивается под другую тактику. На самом деле, согласие России на ввод вооруженной миссии в Донбасс это не позитивный и не знаковый сигнал к тому, что в скором времени «украинский вопрос» будет урегулирован. Все дело в том, что Россия выдвигает такие условия, которые соответствуют исключительно интересам Кремля, а не Киева, но на публике это все выглядит словно Украина сама же блокирует "Минские соглашения"», – говорит Дмитрий Воронков Русской службе «Голоса Америки».

Впрочем, Дмитрий Воронков считает, что «Кремль допускает присутствие вооруженной миссии ОБСЕ» на сопредельных к оккупированным территориям Донецкой и Луганской областей.

«Но только на линии разграничения, а не на самих оккупированных территориях, что априори сводит присутствие полицейской миссии ОБСЕ к минимальному результату. При этом также спорным вопросом является численная составляющая иностранного полицейского контингента. Это также обусловлено тем, что Кремль прилагает все усилия, чтобы не позволить осуществлять Западу и тем более полицейской миссии ОБСЕ получить реальный контроль над ситуацией в Донбассе», – отмечает Дмитрий Воронков.

Дмитрий Воронков говорит о том, что возможная смена риторики в Кремле по «украинскому вопросу» – это часть идеологического плана, который на Западе воспринимается как «как смена российской агрессии на лояльность».

«Подчеркну, что Россия заинтересована в выборах в Донбассе, поскольку Москва заинтересована в отмене экономических санкций, с возможностью «внедрить» оккупированную территорию, с установленной пророссийской властью, своей агентурой, в состав Украины. Именно на таких условиях Кремль согласен к проведению выборов. В противном случае, Кремль под любым предлогом будет блокировать консультации относительно ввода вооруженного контингента в Донбасс», – утверждает Дмитрий Воронков.

Игра со смыслом: вернуть нельзя оставить

Попытку России согласится с идеей введения полицейской миссии ОБСЕ на оккупированные территории директор Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрий Левусь называет игрой.

«Ранее были высказывания министра иностранных дел Лаврова о том, что Москва все-таки могла бы рассмотреть выборы в Донбассе, на условиях, которые она предлагает. Но нужно понимать, что многие договоренности с Киевом и Брюсселем Россия трактует по-своему. Например, освобождение Савченко она представляет, как односторонние слабость и компромисс со стороны Запада и Украины», – говорит Дмитрий Левусь корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Дмитрий Левусь считает, что выборы в Донбассе на условиях России – это прямой путь к развертыванию сепаратизма в Украине.

«Несомненно, Россия заинтересована вернуть оккупированный Донбасс на своих условиях и «построить» в Украине аналог Чечни. Российский бюджет Чечню выдерживает, но понятно, что территории с аналогом Чечни в Украине – это начало следующего этапа развертывания сепаратизма в республике», – подчеркивает Дмитрий Левусь.

XS
SM
MD
LG