Линки доступности

Никлас Гиллис: «Бедность и сексплуатация нерасторжимы»


Кадр из фильма. Courtesy photo
Кадр из фильма. Courtesy photo

«Удержи меня»: кинопутешествие в теневую субкультуру Нью-Йорка

Когда 19-летний швед Никлас Гиллис (Niklas Gillis) в 2009 году приехал в Нью-Йорк, он не подозревал, что останется здесь надолго, чтобы снять фильм о чернокожей стриптизерше.

Получасовой фильм «Удержи меня» (Hold Me Down), показанный на днях в нью-йоркском кинозале Трайбека, рассказывает об одном дне из жизни Юник Адамс (Unique Adams), матери-одиночки из Южного Бронкса. Бедственное материальное положение и домашнее насилие вынудили ее стать исполнительницей «экзотических танцев» в ночном клубе и фактически проституткой. Еще одна жительница Бронкса Таниша Адамс (Tanisha Adams) сыграла одну из главных ролей и выступила консультантом режиссера.

Таниша Адамс и Никлас Гиллис на премьере в кинозале Трайбека. Photo: Oleg Sulkin
Таниша Адамс и Никлас Гиллис на премьере в кинозале Трайбека. Photo: Oleg Sulkin

После просмотра Никлас Гиллис и Таниша Адамс ответили на вопросы собравшихся.

«Этот фильм будет нашим голосом», – заявила Адамс и сообщила, что согласно недавнему отчету Национальной коалиции гражданской активности чернокожих, более половины цветных женщин в США на протяжении своей жизни переживали в той или иной форме сексуальное насилие.

Как отметила ведущая вечера Рейчел Ватанабе-Бэттон (Rachel Watanabe-Batton), глава комитета по этническим проблемам Гильдии продюсеров Америки, выход фильма о сексплуатации афроамериканок совпал с общественной кампанией с хэштегом #MeToo, под которым растущее число известных женщин Америки заявляют во всеуслышание о пережитых ими случаях сексуального запугивания и насилия.

«Я выросла в Бронксе, а потом переехала в Вашингтон-Хайтс (район в северной части Манхэттена. – О.С.), – сказала Рейчел Ватанабе-Бэттон. – Когда вот так меняешь разные районы, то лучше понимаешь, как по-разному живут разные слои американского общества. Фильм, который мы посмотрели, важен тем, что он говорит правду. Причем говорит очень серьезно и с огромным уважением и сочувствием к героиням фильма».

Как заметил Гиллис, все роли в фильме играют непрофессиональные актеры, многие из которых получили такой же горестный жизненный опыт, что и Адамс.

«Мы должны рассказать всем о том, что обычно мы стесняемся говорить», – заявила Тианна Аллен, которая играет в фильме главную роль. Ее героиня Чэстити живет в многоквартирном комплексе-«проджекте» Мотт-Хейвен в Бронксе и почти каждый вечер отправляется на сабвее в ночной клуб, надевая обтягивающее платье, туфли на высоком каблуке и белокурый парик. Своей доброй соседке по дому она оставляет на попечение маленькую дочь, перед этим сменив ей «памперсы». Это слово мы берем в кавычки, потому что вместо обычных подгузников Чэстити из экономии использует туалетную бумагу и полиэтиленовые пакеты.

Фильм «Удержи меня» частично финансировался киноорганизацией IFP, помогающей независимым проектам, и Шведским киноинститутом. Он показывался на международных кинофестивалях в Гетеборге, где состоялась его мировая премьера, и Оденсе (Дания).

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» после показа задал по телефону несколько вопросов Никласу Гиллису и Танише Адамс.

Олег Сулькин: Как получилось, что вы, швед, сняли фильм в Америке?

Никлас Гиллис: Я всегда считал себя гражданином мира и бредил американской культурой – кино, музыкой, литературой. Мечтал стать американским режиссером, хотя друзья надо мной недоверчиво посмеивались. В Америку я приехал учиться. И поступил в колледж на Лонг-Айленде, где большинство студентов – афроамериканцы. Приятель как-то пригласил меня на холостяцкую вечеринку в Гарлем. Но оказалось, что это был замаскированный бордель. В переполненной людьми комнате какой-то мужчина на полу занимался сексом с юной афроамериканкой, осыпая ее тело долларовыми бумажками. Я был в полном шоке. Потом поговорил с этой девушкой, и она рассказала, что занимается этим, потому что живет одна и у нее двухлетняя дочь, которую надо кормить и одевать.

О.С.: Вы не знали о существовании нелегальной проституции?

Н.Г.: Можете считать меня наивным человеком, но для меня увиденное в тот вечер стало потрясением. Я не думал, что в самой могущественной и богатой стране мира чернокожие девушки торгуют телом, чтобы свести концы с концами. И я решил сделать фильм об их судьбах. В 2014 году я поселился в Бронксе и на протяжении трех лет беседовал с десятками афроамериканок. Фрагменты этих разговоров легли в основу сценария фильма.

О..С: А почему вы решили делать игровой фильм, а не документальный?

Н.Г.: У игрового фильма в каком-то смысле больше возможностей. Можно манипулировать фактами, можно их обобщать, можно оставлять простор для воображения. Мы решили снимать реальных женщин в реальных обстоятельствах, ведь канва истории им до боли знакома. Многие из них были воодушевлены, ведь до нашего фильма они страдали в одиночку, опасаясь говорить правду. Кастинг занял девять месяцев, мы расклеили и раздали тысячи листовок по всему Бронксу. С Танишей мы познакомились во время поиска актеров и стали со временем очень близки. Самое главное – между нами установилось прочное доверие. Я никогда не заставлял девушек что-то намеренно изображать по сценарию. Они сами проникались идеей той или иной сцены, и отлично все воплощали.

О.С.: Почему вы считаете этот фильм своевременным?

Н.Г.: Мне кажется, нужно во весь голос говорить об огромных социальных контрастах Америки. Пропасть между богатыми и бедными все углубляется. Я убедился, что бедность и сексплуатация нерасторжимы. В том, что многие молодые афроамериканки делают такой же тупиковый выбор, что и героини нашего фильма, нет ничего нормального. Это очень тревожно.

Таниша Адамс: Да, это тревожно. Смотрите, у меня абсолютное большинство подруг и знакомых, кто воспитывает детей без мужа. Все они матери-одиночки. Разве это нормально?! Я своими глазами видела, как ребенка пеленают в пластиковый пакет, потому что нет денег на памперсы. У героини фильма Чэстити злая, ворчливая мать, которая устраивает ей грубый разнос. И дело не в плохом характере матери, дело в том, что это перманентное недовольство жизнью, злость и отчаяние уже в крови. Да, фильм показывает уродства жизни, но это нужно. Меня бесит, когда столь по-разному оценивают торговлю телом среди белых и черных женщин. Когда говорят о белых проститутках, то их называют эскортом, женщинами полусвета, когда же говорят о наших сестрах, то слово шлюха, пожалуй, самое приличное из употребляемых.

О.С.: Никлас, как в дальнейшем сложилась судьба ваших героинь?

Н.Г.: Благодаря нашему партнерству с некоммерческой организацией Project Rousseau, нескольких героинь фильма удалось вырвать из их унизительной и разрушающей психику рутины. Им предоставили стипендию для учебы в колледжах. Будем надеяться, что девушки выберут правильный путь.

О.С.: Таниша, как понимать название фильма? Это сленговое выражение?

Т.А.: Секс-работница практически каждый день вынуждена иметь дело с проявлениями насилия, с агрессией со стороны преступников, насильников и наркоманов, и поэтому защита для нее очень важна. Я тебя поддержу, обещает ей покровитель-«папик», и удержу от падения. Есть и другие смысловые нюансы, но это главное.

О.С.: Никлас, как вам удалось убедить хозяев притона, чтобы они разрешили вам там снимать?

Н.Г.: Тут главное, что мы снимали игровой фильм, а не документальный. Иначе бы нам не разрешили. Игровое кино – условность, все на экране актеры. Юридически не придраться.

О.С.: Как фильм воспринимают в Европе?

Т.А.: Это реальная история, и Никлас ничего не добавил, все как есть. Люди это чувствуют, сопереживают нашим героиням. Конечно, это не витринная Америке, не Таймс-сквер с океаном огней. Но темные стороны жизни нельзя обходить. И надо давать право голоса всем. В том числе и тем, кто живет на темной стороне улицы.

О.С.: Никлас, у меня такое ощущение, что вы не остановитесь на коротком метре. Есть планы снимать полнометражный фильм на эту же тему?

Н.Г.: Конечно, аудитория у короткометражки неизмеримо меньше, чем у полнометражного фильма. Я собираюсь снимать игровой фильм «Трудный ребенок» (Trouble Child) – о судьбе девушки, которая угодила в интернат для несовершеннолетних преступников, бежала оттуда и занялась проституцией. То есть выбрала тот самый порочный круг, из которого не могут выбраться тысячи молодых афроамериканок.

XS
SM
MD
LG