Линки доступности

Берлинале поддержал политическое кино


У входа в фестивальный дворец. Photo: Oleg Sulkin
У входа в фестивальный дворец. Photo: Oleg Sulkin

Главный приз достался фильму о беженцах

Трагедия беженцев из Северной Африки. Яростный спор о судьбах бывшей Югославии. Стилизованная реконструкция войны филиппинцев за независимость.

Эти темы, как и их необычное и мастерское воплощение, были поддержаны решениями жюри 66-го Международного кинофестиваля в Берлине. Фестиваль завершил свою работу в воскресенье, 21 февраля, а призы были, по традиции, оглашены накануне.

Главным призом «Золотой Медведь» жюри во главе с актрисой Мэрил Стрип отметило документальный фильм «Огонь в море» (Fuocoammare).

Итальянский режиссер Джанфранко Рози снимал его на острове Лампедуза в Средиземном море, который ближе к Тунису, чем к Сицилии. Туда устремляются хрупные суденышки беженцев в надежде остаться на итальянской территории. Многие гибнут в волнах. Рози показывает лица этих измученных и испуганных людей. По контрасту с их незавидной долей простая и незатейливая жизнь островитян-итальянцев кажется верхом уюта и гармонии. А итальянские спасатели, одетые в защитные комбинезоны и шлемы, напоминают инопланетян.

История и социум

Боснийский режиссер Данис Танович, лауреат «Оскара» за фильм «Ничья земля» и «Золотого Медведя» за «Случай из жизни сборщика железа», на тот раз стал обладателем Гран-при «Серебряный Медведь» за фильм «Смерть в Сараево» (Death in Sarajevo).

Это закольцованная, будто рондо, стремительная пробежка по этажам, номерам, залам и подсобкам большой гостиницы в Сараево и, одновременно, по самым острым и спорным страницам истории Югославии и всей Европы. Не случайно главным эпизодом фильма можно считать дискуссию в связи с недавним столетием убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Оно, как известно, послужило поводом для начала Первой мировой войны.

Восьмичасовая эпопея филиппинского режиссера Лава Диаса «Колыбельная скорбной тайны» (A Lullaby to the Sorrowful Mystery) явно попадет в анналы киноистории как рекордно длинный фильм. Он отмечен призом имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра за художественные новации. Черно-белая картина, где театрально подсвечивается каждый кадр, представляет собой чередующиеся сценки истории войны Филиппин за независимость с испанскими колонизаторами в самом конце 19-го века.

Приз жюри за режиссуру достался француженке Мии Хансен-Леве. Ее довольно банальную картину «Будущее» (Things to Come) вытягивает мастерство и обаяние Изабель Юппер в образе преподавателя философии, стоически воспринимающей безжалостные удары судьбы.

Многие пророчили один из главных призов фильму датского режиссера Томаса Винтерберга «Коммуна» (The Commune), а отмеченной оказалась лишь актриса Трине Дюрхольм, получившая «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль. Ее героиня вместе с мужем и дочерью приглашает в свой дом, полученный по наследству, большую разношерстную группу друзей – но не в гости, а на постоянное жительство. Коллективное житье-бытье выявляет личные качества каждого из обитателей коммуны и становится проверкой на стойкость брака хозяев.

Приза за лучшую мужскую роль удостоен молодой тунисский актер Мажд Мастура. В фильме «Хеди» (Hedi) он сыграл неожиданное преображение своего героя, который ради вновь обретенной любви готов поступиться очень многим. Эта картина и ее режиссер Мохамед Бен Аттиа отмечены также призом за лучший дебют.

Американское присутствие

Фестиваль открыла европейская премьера фильма братьев Итана и Джоэла Коэн «Да здравствует цезарь!» (Hail, Caesar!). Фильм показывался вне конкурса. Его представил Джордж Клуни, сыгравший в иронической ленте голливудскую звезду 50-х годов, похищенную левыми экстремистами прямо со съемочной площадки.

В Берлине Клуни также встретился с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и обсудил проблему беженцев, ставшую в последнее время очень серьезной для Германии и других стран Европы.

Еще один внеконкурсный показ американского фильма вызвал большой интерес прессы и публики. Спайк Ли показал «Чирак» (Chi-Raq), политизированный мюзикл в стиле хип-хоп, протестующий против насилия и свободной продажи оружия. Режиссер перенес в современный Чикаго главный сюжетный ход комедии «Лисистрата» древнегреческого поэта Аристофана – секс-забастовку, с помощью которой женщины, объединившись, хотят остановить «мужскую затею» – войну.

Американско-английская лента «Гений» (Genius), дебют в кино британского театрального режиссера Майкла Грэндейджа, знакомит с незаурядным человеком, редактором Максом Перкинсом. Его играет Колин Фирт. Перкинс благословил писательскую карьеру Тома Вулфа и Скотта Фицджеральда, которых играют, соответственно, Джуд Лоу и Гай Пирс. В роли спутницы Вулфа снялась Николь Кидман.

Фильм «Специальный полуночный выпуск» (Midnight Special) построен режиссером из Арканзаса Джеффом Николсом как сочетание триллера и научной фантастики. 8-летний мальчик обладает сверхъестественными способностями, а родные хотят спасти его от назойливого внимания религиозной секты и правительственных агентов. В фильме заняты Майкл Шэннон, Кирстен Данст и Сэм Шепард.

И, наконец, еще одна картина из США – «Нулевые дни» (Zero Days) – получила премьеру в конкурсной программе Берлинале и, так же, как и все остальные, осталась без призов. В документальной ленте о тайной кибервойне режиссер неигрового кино Алекс Гибни знакомит с подробностями секретной операции американских спецслужб «Олимпийские игры», направленной против ядерных установок Ирана.

Критики обращают внимание на то, что премьерные показы на Берлинале нередко служат хорошим стартом для участия в оскаровской гонке следующего сезона. Как пишут в «Голливуд рипортер» Ребекка Форд и Скотт Роксборо, именно в Берлине успешно стартовали такие недавние фавориты, как «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона и «45 лет» Эндрю Хейга с участием Шарлотты Рэмплинг и Тома Кортни.

Из премьер нынешнего года они выделяют уже упомянутые фильмы Джеффа Николса и Майкла Грэндейджа, а также военно-историческую драму «Одни в Берлине» (Alone in Berlin) с Эммой Томпсон и Бренданом Глисоном и актрису Синтию Никсон в роли писательницы Эмили Дикинсон в картине Теренса Дэвиса «Тихая страсть» (A Quiet Passion).

XS
SM
MD
LG