Линки доступности

Эксперт из России впервые стал куратором американского киноархива


Петр Багров в Рочестере. Provided by the George Eastman Museum
Петр Багров в Рочестере. Provided by the George Eastman Museum

Петр Багров возглавил киноотдел Музея Истмана в Рочестере

Пресс-служба Музея Джорджа Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк, сообщила, что российский киновед и архивист Петр Багров назначен куратором киноотдела музея.

Ранее он работал старшим куратором в Госфильмофонде России, руководил фестивалем архивного кино «Белые Столбы». 36-летний Багров сменил в музее Истмана киноведа Паоло Керки Узаи, который теперь будет работать в Национальном киноинституте Италии. Впрочем, по сообщению пресс-службы, он сохранит научные связи с Рочестером, оставаясь внештатным куратором музея Истмана.

«Мы воодушевлены будущим киноотдела под лидерством Петра Багрова, – сказал Брюс Барнс (Bruce Barnes), директор Института Истмана. – Видный ученый, он разделяет приверженность нашего учреждения высшим стандартам в сохранении фильмов, их исследовании и демонстрации. На протяжении нескольких последних лет он сотрудничал с нашим киноотделом в качестве члена консультативного совета нашего архивного кинофестиваля Nitrate Picture Show».

Здание музея. Фото предоставлены музеем Джорджа Истмана
Здание музея. Фото предоставлены музеем Джорджа Истмана

Барнс отметил, что Багров был избран вице-президентом Международной федерации киноархивов (FIAF). Он вел научную работу в нескольких академических институтах, как в России, так и в других странах, получал исследовательские стипендии Чикагского университета и Тринити-колледжа Кембриджского университета.

Петр Багров родился в Ленинграде. В 2005 году окончил физико-технический факультет Петербургского политехнического университета. Публикуется с 1999 года во многих киноизданиях, автор ряда статей издания «Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст». Автор сценариев ряда телепередач по истории кино на канале «Культура». Автор книги «”Золушка”: жители сказочного королевства» (2011 г.).

Петр Багров переехал в Рочестер вместе с семьей. Жена, Анна Ковалова, по профессии филолог и киновед, работает в московской Высшей школе экономики. У них двое детей.

Музей, носящий имя Джорджа Истмана (The George Eastman Museum), является старейшим в мире музеем фотографии и одним из старейших киноархивов, открывшимся в Рочестере в 1949 году. Музей считается лидером в сохранении кинофильмов и фотографий, где проходят учебу и обмениваются опытом архивисты и искусствоведы со всего мира. Под эгидой музея действует кинозал на пятьсот мест. Музей располагается на территории поместья известного предпринимателя и филантропа Джорджа Истмана (1854-1932), основателя компании «Истман-Кодак».

Кинохранилище музея. Фото предоставлены музеем Джорджа Истмана
Кинохранилище музея. Фото предоставлены музеем Джорджа Истмана

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поговорил с Петром Багровым по телефону.

Олег Сулькин: Поздравляю вас с этим назначением. Это большое событие для музея. Надеюсь, и для вас тоже.

Петр Багров: Да, это замечательная коллекция. Я ее знаю немного, бывал здесь раньше.

О.С.: Расскажите предысторию вашего переезда в Америку.

П.Б.: Я ушел из Госфильмофонда, где я работал подряд четыре года старшим куратором, или, если переводить этот титул на общебюрократический язык – замдиректора по науке, а потом еще недолго консультантом. Там произошла довольно скандальная история. Меня вынудили оттуда уйти. Резонанс был бОльшим, чем я ожидал. Госфильмофонд лихорадит основательно, там за короткое время сменилось трое директоров, сейчас четвертый. Туда пришла новая команда – ничего про них не знаю, в архивном мире они неизвестны. При них я доработал несколько недель, и никто мне остаться не предложил. Насколько я знаю, там нет сейчас замдиректора по науке.

О.С.: Вы раньше бывали в Рочестере?

П.Б.: Да. В 2015 году я отсматривал русские фильмы, которые здесь хранятся. И даже кое-что атрибутировал из достаточно редких вещей. Здесь действует одна из лучших в мире, если не лучшая, школа киноархивистики имени Л. Джеффри Селзника, сына знаменитого голливудского продюсера. Основал он эту школу более двадцати лет назад вместе с Паоло Керки Узаи, чье место я занял. Кстати, одна из студенток-выпускниц этой школы восстанавливает русский фильм 1912 года «1812», с которым я возился в свой приезд в 2015 году. Он посвящен столетию войны с Наполеоном. В Госфильмофонде хранится черно-белая копия, а здесь только часть фильма, но она раскрашена и очень красиво. Тогда, в дореволюционной России, большинство фильмов были вирированными или даже раскрашенными вручную.

О.С.: Чем еще важен и интересен музей Истмана?

П.Б.: Во-первых, интересно само поместье Истмана. Во-вторых, это старейший в мире музей фотографии. В-третьих, это одна из двух крупнейших в мире коллекций кино- и фототехники. В-четвертых, это один из лучших в США и в мире киноархивов. Чем всегда хвастается музей, так это оригинальными негативами «Унесенных ветром» и «Волшебника из страны Оз». Здесь хранятся негативы «Олимпии» Лени Рифеншталь, «Встретимся в Сент-Луисе» Винсента Минелли, «Дамы с камелиями» Джорджа Кьюкора и «Ниночки» Эрнста Любича. В музее особенно бережно относятся к оригинальным материалам.

О.С.: В чем это проявляется?

П.Б.: Хотя бы в том, что работники музея очень трепетно относятся к горючей пленке. В 60-70-е годы, когда архивы переходили с «горючки» – с нитратной огнеопасной пленки, на безопасную «негорючку» – фильмы копировались на новые носители, а оригиналы уничтожались. В Рочестере дальновидно сохранили огромное количество копий фильмов на горючей пленке. И в музейном кинотеатре фильмы показываются на «горючке», в том числе и на ежегодном фестивале Nitrate Picture Show. Сейчас трудно найти оригинальную аппаратуру и, главное, высококвалифицированных киномехаников, умеющих обращаться со старой кинопленкой. А ведь старые копии порой смотрятся лучше реставрированных. При реставрации очень трудно добиться оригинального изображения. Существует опасность как недореставрирования, так и перереставрирования.

О.С.: Ваши первоочередные планы?

П.Б.: Внимательно изучить коллекцию – здесь есть много интересного. Будучи киноведом, историком кино, я продолжаю, в первую очередь, интересоваться русским и советским кино, но теперь, наверняка, появятся какие-то дополнительные интересы.

О.С.: В связи с отмечаемым в эти дни 100-летием декрета Ленина о кино, в соцсетях возникла полемика: праздновать эту дату как начало революционной кинематографии или с грустью констатировать экспроприацию большевиками студий и кинотеатров? Ваше мнение?

П.Б.: Полагаю, что надо отмечать как данность. Я даже не знаю, как именно отмечать Февральскую революцию. Однозначных дат вроде 22 июня 1941 года очень немного. С одной стороны, да, ограбили частное производство. С другой стороны, особенно хвастаться русскому кино к 1919 году было нечем. Мы, конечно, очень сильно отставали тогда от заграницы.

О.С.: Кое-кто считает, что, мол, даже неплохо, что ограбили…

П.Б.: Могу сказать с уверенностью: советское кино 1920-х годов – великое кино. Русское дореволюционное кино – интересная часть русской истории, но кино невеликое. После декрета о национализации 1919 года у частников отнимали студийные помещения, кинооборудование и жалкие остатки пленки. К тому времени почти все крупные кинематографисты бежали из страны, и мало кто – как Яков Протазанов – вернулся. Называть эту дату праздничной я бы не стал. Но и горевать сильно не стоит. Я к этой дате спокойно отношусь.

XS
SM
MD
LG