Линки доступности

Израильская антиутопия стала фестивальным хитом


Нил Фридман.
Courtesy photo
Нил Фридман. Courtesy photo

Сериалы из Израиля на экранах США

Израиль поделен на два государства: одно, со столицей в Тель-Авиве, – светское, а другое, со столицей в Иерусалиме, – религиозное. Такова исходная политическая расстановка сил в новом израильском минисериале «Автономии» (Autonomies), состоящем из шести эпизодов. Эта антиутопия стала одним из самых популярных и обсуждаемых фильмов только что завершившегося в Нью-Йорке Израильского кинофестиваля в Marlene Meyerson JCC на Верхнем Вест-Сайде Манхэттене.

Создатели сериала Йехонатан Индурски и Ори Элон не приехали на этот раз в Нью-Йорк. В январе этого года их сериал «Автономии», снятый телекомпанией Keshet Broadcasting, стал центральным событием другого фестиваля еврейского кино, проводимого совместно Линкольн-центром и Еврейским музеем. Индурски приезжал тогда в Нью-Йорк и провел мастер-класс.

Помимо «Автономий», на фестивале JCC показали еще один минисериал – «Стокгольм» (Stockholm) режиссера Дэниела Сыркина. Видный экономист умирает за несколько дней до вручения ему Нобелевской премии, и его верные друзья решают всеми правдами и неправдами скрыть на это время его смерть. «Стокгольм» ранее демонстрировался на фестивале в Торонто и на ряде других киносмотров.

И оригиналы, и римейки

Практика повторного показа сериалов на кинофестивалях в одном городе довольно необычна, полагает Нил Фридман (Neil Friedman), президент компании Menemsha, созданной им в 1998 году. По соглашению с израильской фирмой Keshet Intl. Эта компания занимается представлением их продукции на международных кинофестивалях. Включение в программы телесериалов становится, по его мнению, приметой важных структурных и содержательных перемен в этой сфере.

«Мир все больше и больше увлечен просмотром телесериалов, в том числе – посредством стриминга, – сказал Нил Фридман в телефонном интервью корреспонденту Русской службы «Голоса Америки». – Наша компания, например, представляет на мировых кинофестивалях четыре сериала, произведенных компанией Keshet Intl. Помните сериал «Родина» (Homeland)? Американцы взяли израильский сериал за основу и сделали римейк. Любопытно, что зрители в разных странах смотрят и оригинал, и римейк. Израильские сериалы показываются крупнейшими стриминговыми сервисами в США и в мире, права на сюжеты десятков из них покупаются большими студиями и служат основой успешных римейков».

В списке американских сериалов, основанных на израильских телесериях, помимо «Родины», десятки названий. Одновременно успешные оригинальные израильские сериалы, такие как «Фауда» (Fauda), «Заложники» (Hostages) и «Дотянуться рукой» (A Touch Away), доступны пользователям стриминговых гигантов Netflix и Hulu.

Среди тем этих сериалов – война, терроризм, повседневная жизнь ультраортодоксов, вплоть до любовного романа скромного пекаря и международной супермодели («Красавица и пекарь/Beauty and the Baker)».

Осмыслить историю

Возглавляемая Фридманом американская компания Menemsha Films специализируется на прокате артхаусных авторских кинолент из разных стран. Она поставила своеобразный рекорд, на протяжении пяти лет представляя фильмы, ставшие номинантами на премию «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

У Нила Фридмана – большой опыт работы в кинобизнесе. Он занимал посты вице-президента компании New Line Cinema, президента кинокомпании Pressman Company и одного из директоров подразделения киноагентства William Morris.

«Успешным предшественником «Автономий» на американском телерынке был сериал «Штисель» (Shtisel) от той же авторской команды Индурски – Элон, который тоже погружал (зрителя) в замкнутый мир ультраортодоксальной общины Иерусалима», – рассказывает Фридман. Он гордится успешным прокатом в США таких фильмов, как «1945» венгерского режиссера Ференца Терека, в котором в ретроспективном и аллегорическом плане рассматривается трагедия евреев Восточной Европы, ставших жертвами геноцида.

«Штисель». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Штисель». Кадр из фильма. Courtesy photo

В программе фестиваля JCC показывались еще три фильма из фестивального пакета Menemsha Films. «Искупление» (Redemption) режиссеров Йосефа Мадмони и Боаза Якова рассказывает о бывшем музыканте, который вынужден вернуться к сценической деятельности, чтобы заработать деньги на лечение тяжелобольной дочери. Фильм «Фиговое дерево» (Fig Tree) снят режиссером-дебютантом Аламорк Давидян в раздираемой гражданской войной Эфиопии, где семья юной героини, исповедующая иудаизм, стремится эмигрировать в Израиль. Другая юная девушка в ленте Цивии Баркави «Красная корова» (Red Cow) пытается найти свое место в жизни, осмысляя сложные политические и личные реалии, которые переплетены в тугой узел.

«История, анализ и осмысление истории – это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь, – заметил в интервью Фридман. – У меня две ученых степени по истории. Тогда, тридцать, сорок лет назад, когда я учился в колледже, меня интересовала история и культура еврейского народа. И сегодня я занимаюсь этим же, выбирая и продвигая фильмы на эту тему. Для меня неважно, из Венгрии, Израиля или Аргентины тот или иной фильм, главное – чтобы он затрагивал историю и культуру евреев в разные эпохи».

Между микро и макро

В центре «Автономий» – судьба девочки из ортодоксальной семьи, которую подменили в родильном доме, и и ее воспитывает совершенно нерелигиозная пара в секулярной части Израиля, не подозревающая о подмене. Харизматичный водитель похоронного катафалка Йона Бройде, зарабатывающий мелкой контрабандой, получает необычное и рискованное предложение главного раввина религиозной автономии. Бройде предстоит похитить девочку и доставить ее биологической матери – дочери этого раввина.

«Автономии». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Автономии». Кадр из фильма. Courtesy photo

В головокружительный водоворот событий оказываются вовлечены многие люди по обе стороны границы между двумя «израильскими государствами», а также в Украине, куда судьба заносит героев.

Израильская пресса подробно освещала оба сериала – и «Штисель», и «Автономии». «Джерузалем пост» считает новую работу Индурски и Элона более мрачной, чем предшествующая. «Автономии» – это тревожный и заставляющий задуматься взгляд на мир, которого мы никогда не видели. Но когда-нибудь он наступит?» – пишет обозреватель газеты Эми Спиро.

«Я не утверждаю, что кантонизация Израиля решит все проблемы страны, – считает Карло Стренгер, автор статьи в газете «Гаарец». – Но сериал «Автономии» показывает, что в этом процессе может наступить момент, когда различным культурам в Израиле придется выбирать между уважением друг к другу и опасностью взаимных угроз».

Пресса отмечает изобретательность сценарных коллизий этой антиутопии и высокое мастерство актеров. В первую очередь выделяют Асси Коэна, сыгравшего сложный характер Бройде, Ротем Селу (Блюми, жена Бройде) и Шули Рэнда, блистательно перевоплотившегося в умного, проницательного, но склонного к сомнительным с точки зрения морали решениям главного раввина.

«Это шоу («Автономии») перемещается между масштабами микро и макро, – сказала в интервью голливудскому изданию Variety Керен Шахар, президент по дистрибуции Keshet Intl. – И это то, что мне нравится. Поэтому и рождается резонанс у публики в разных странах, поскольку все (показанное в сериале) легко проецируется на самые жгучие социальные проблемы практически в любом месте земли».

В той же статье отмечается, что Keshet находится на ранней стадии планирования англоязычной версии сериала, причем действие переносится в США, а противостояние религиозной и секулярной общин Израиля предполагается заменить на противостояние синих (демократических) и красных (республиканских) штатов.

Что касается сериала «Штисель», то недавно было объявлено, что крупнейший мировой стриминговый сервис Netflix выпустит третий сезон этой захватывающей семейной драмы, а дуэт Индурски-Элон уже работает над сценарием.

Как дотянуться до успеха

«Совершенно невероятно, как быстро Израиль стал игроком на мировом телерынке», – отметила Шайна Вайс, заместитель директора Центра израильских исследований Шустермана в Университете Брэндайса в Уолтеме (штат Массачусетс) в интервью университетскому сайту BrandeisNOW.

Отвечая на вопрос о причинах популярности израильских сериалов в США, Шайна Вайс сказала: «Израильские телефильмы очень хороши с точки зрения изображения человеческой драмы. Это истории универсального свойства. В них хватает как иностранной экзотичности, так и привычной узнаваемости».

Любимый сериал Вайс – «Дотянуться рукой». «Это драма в духе Ромео и Джульетты, – сказала она, – повествующая об отношениях юной ортодоксальной девушки и ее русского нерелигиозного соседа. Восхитительная история о наших мечтах, которые воплощаются вовсе не так, как мы планировали».

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о нынешнем состоянии израильского кино, Нил Фридман сказал: «Израильское кино находится на подъеме уже довольно долгое время. За последние три-четыре года произошел резкий скачок в телесегменте. Упомяну как важную веху комедию 2007 года «Визит ансамбля» (The Band’s Visit) о приезде египетской музыкальной группы в Израиль, которая была впоследствии переделана в успешный бродвейский мюзикл. В Израиле сегодня множество талантов в сфере кино и телевидения. А поскольку рост экономики позволяет одним людям смотреть телевидение в свободное время, а другим, профессионалам в этой области, зарабатывать на жизнь съемкой сериалов и фильмов, мы можем говорить о несомненном творческом подъеме израильского кино».

XS
SM
MD
LG