Линки доступности

Умер Александр Аскольдов – создатель легендарного фильма «Комиссар»


Александр Аскольдов. Courtesy photo
Александр Аскольдов. Courtesy photo

Режиссер будет похоронен в Швеции

21 мая на 86-м году жизни в шведской больнице скончался кинорежиссер, драматург и публицист Александр Аскольдов. Причина смерти – почечная недостаточность. Об этом корреспонденту «Голоса Америки» сообщила по скайпу вдова режиссера Светлана Михайловна.

В последние годы супруги Аскольдовы жили у дочери Марины, вышедшей замуж за шведа, в их загородном доме недалеко от Гетеборга. Изредка они наведывались в Москву и Берлин, где у них сохранилось жилье.

«Я не могу до конца осознать случившееся, – призналась Светлана Михайловна, - Александр Яковлевич был в ясном уме, общался с нами, и мне трудно поверить, что его не стало».

Как сообщила вдова Аскольдова, он будет похоронен в Швеции. «Здесь наша семья, здесь есть кому ухаживать за могилой», – сказала она.

На похороны они ожидают приезда украинской актрисы Раисы Недашковской, сыгравшей в «Комиссаре» роль многодетной жены еврея Ефима Магазанника. «У Раисы оказался просроченным загранпаспорт, но мы надеемся, что все проблемы будут разрешены, и она успеет на похороны», – сказала Светлана Михайловна.

Кадр из фильма «Комиссар». Courtesy photo
Кадр из фильма «Комиссар». Courtesy photo

Раиса Недашковская – единственная из съемочной группы «Комиссара», пережившая режиссера, если не считать актеров-детей. Как рассказала Светлана Михайловна, одного из них супруги Аскольдовы встретили много лет спустя в США, куда его привезли родители, эмигрировавшие из Советского Союза.

У фильма «Комиссар» и у его создателя – необычная судьба, которую можно считать трагической. Он был снят в 1967 году. Сценарий был написан по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве».

Оператором его стал Валерий Гинзбург, музыку написал Альфред Шнитке. В роли комиссара Красной армии Клавдии Вавиловой выступила Нонна Мордюкова, а местечкового еврея-бедняка сыграл Ролан Быков.

Комиссар Вавилова переживает свою неожиданную беременность как постыдную неприятность, от которой надо бы поскорее избавиться. Временное пребывание в многодетном шумном доме Магазанника постепенно меняет суровый настрой комиссара, в которой пробуждается женское, материнское начало. Но жестокая реальность гражданской войны требует от Вавиловой вернуться в боевой строй...

Уже много написано об истории запрета «Комиссара». Власти сочли это новаторское произведение крамолой. Талантливого режиссера исключили из партии и уволили со студии им. Горького. Фактически ему запретили творческую работу на долгие годы. Фильм был вычеркнут из кинопроцесса, как будто его не существовало.

«От меня требовали совсем другого, – рассказал Александр Аскольдов корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» в прошлом году в связи с 50-летием «Комиссара». – Естественно, я вошел в клинч со студией и партийными инстанциями».

Кадр из фильма «Комиссар». Courtesy photo
Кадр из фильма «Комиссар». Courtesy photo

Родился Александр Яковлевич Аскольдов в 1932 году в Москве. Детство провел в Киеве. Отец и мать были арестованы, отца, героя гражданской войны и крупного хозяйственника, в 1937 году расстреляли. Мать спустя годы вернулась из заключения.

В самом начале своей творческой карьеры Аскольдов подружился с вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной и помогал ей составлять опись булгаковского архива, способствовал публикации его произведений.

Фильм «Комиссар» пролежал «на полке» более 20 лет. За свою картину Аскольдов подвергся преследованиям: его уволили со студии с формулировкой «профессионально непригоден», а позже, во время работы художественным руководителем киноконцертного зала «Россия», исключили из партии за «игнорирование ленинских норм жизни».

В 70-е годы он уехал в Набережные Челны, на КАМАЗ, где снял два документальных фильма. Один из них долгое время считался утерянным, и лишь недавно был показан в Госфильмофонде.

Картину «Комиссар» собирались смыть, но осталась одна копия, которую сам режиссёр, по его словам, спас от уничтожения.

В 1987 году, во времена перестройки, в Москве проходил международный кинофестиваль. В зале, где шла пресс-конференция, было заявлено, что «с полки» сняты все ранее запрещенные фильмы.

Аскольдов прорвался к микрофону и сообщил, что его картина по-прежнему запрещена. Разразился скандал. Через несколько дней Секретариат ЦК принял закрытое решение выпустить картину ограниченным тиражом.

С этого момента началось триумфальное шествие картины по мировым экранам. Воскрешенный фильм показывался на десятках международных кинофестивалей, он получил несколько престижных призов. Аскольдов с волнением вспоминал, как восторженно принимали его детище в Израиле, Австралии, США, Германии, многих других странах.

В прошлогоднем интервью корреспонденту «Голоса Америки» режиссер рассказал, что после «второго рождения» «Комиссара» собирался снимать новый фильм по собственному роману «Возвращение в Иерусалим». Главную роль должен был играть Ролан Быков. Но внезапная смерть актера привела к остановке и закрытию проекта.

«Моей картине «Комиссар» 50 лет, это много, – заметил тогда режиссер. – Я как заведенная машина, уже не могу выскочить из колеи. Меня не существует ни в той стране, ни в том кино. Я не убил, не украл, не предал. Но меня нет. Во многом я разочарован. Я так и не сумел докричаться, как я хотел. Картину не поняли и не приняли. Это моя личная трагедия».

Конечно, можно считать этот драматизм несколько преувеличенным. Картина «Комиссар» признана классикой советского кино, о ней написаны сотни восторженных рецензий и отзывов.

Но к 50-летию «Комиссара», как с горечью заметил в прошлом году Аскольдов, не было проведено даже юбилейного вечера в московском Доме кино.

«У моей картины действительно трагическая судьба, – сказал Аскольдов в интервью корреспонденту «Голоса Америки» в 2011 году. – Грустно, что многие идеи картины, звучавшие колокольчиками, даже колоколом тревоги о деформации межнациональных отношений, не были вовремя замечены, услышаны. Уверен, что проблематика фильма ничуть не устарела».

XS
SM
MD
LG