Линки доступности

«Орион» продолжает «оперяться»


Группа школьников позироет на фоне модели Crew Exploration Vehicle
Группа школьников позироет на фоне модели Crew Exploration Vehicle

10 февраля Америка сделала очередной важный шаг по пути возвращения собственной независимости в сфере пилотируемых полетов, которую она утратит в этом году после заключительного полета шаттла «Атлантис». НАСА отправило первый прототип нового космического корабля «Орион» из расположенного в Новом Орлеане сборочного цеха Микауд на испытательную базу корпорации «Локхид Мартин» в Денвере. Именно данная компания и является разработчиком «Ориона». Если работы по созданию этой машины пойдут по имеющемуся плану, то уже в 2016 году она отправится в первый полет с экипажем на борту.

Рождение «Ориона» шло непросто. Решение о его создании было принято еще в январе 2004 года, когда президент Джордж Буш-младший придал «второе дыхание» космической деятельности США, объявив о программе «возвращения на Луну». В рамках данной программы должны были быть созданы ряд элементов космической техники, включая и пилотируемый корабль.

С самого начала было ясно, что он не будет новой версией многоразовых челноков. Катастрофа «Колумбии», случившаяся в феврале 2003 года, подписала «приговор» машинам этого типа. Стало очевидно: несмотря на свою универсальность и грузоподъемность, они слишком ненадежны, чтобы им можно было доверить человеческие жизни, и слишком дороги, чтобы быть «рабочими лошадками» НАСА.

Выбор, таким образом, был предопределен. Новому кораблю, получившему два названия – одно «канцелярское» Crew Exploration Vehicle (CEV, что переводится как пилотируемый исследовательский корабль), а другое – «романтическое» «Орион», – предстояло стать развитием кораблей «классических» одноразовых схем – «Союза» и «Аполлона». Машины именно этого типа, несмотря на свою значительно меньшую, чем у шаттлов, грузоподъемность, доказали свою надежность. По оценкам экспертов, «Орион» будет в 10 раз более безопасным, чем шаттл. Если вероятность гибели челнока после аварий «Челленджера» и «Колумбии», унесших 14 жизней, оценивается как 1:220, то у CEV данный показатель по прогнозам составит 1:2000.

Свидетельством близкого родства «Ориона» и «Аполлона» стало то, что инженеры «Локхида Мартина» изучали элементы конструкции лунного корабля с тем, чтобы воспроизвести их в CEV, который позже получил неофициальное прозвище «Аполлон на стероидах». Первоначально планировалось, что «Орион» отправится в свой первый пилотируемый полет не позднее 2014 года. По крайней мере, это была цель, которую поставил перед разработчиками Буш-младший.

Однако Майкл Гриффин, занимавший в то время пост главы НАСА, решил взять на себя и на свое ведомство «повышенные обязательства». «Президент сказал, что “Орион” должен полететь с астронавтами не позднее 2014 года, но он же не сказал, что НАСА не может еще раньше подготовить данный корабль к пилотируемому пуску», – таков был лейтмотив позиции Гриффина по данному вопросу. В итоге глава агентства нацелил НАСА на осуществление полета «Ориона» с астронавтами на борту на еще более ранний срок – в районе 2012 года.

Однако, как это нередко бывает при создании новой техники, пусть даже эта техника «хорошо забытое старое», реальный график работ отстал от прогнозировавшегося. В 2009 году НАСА провело водные испытания полноразмерной модели спускаемой капсулы «Ориона» (которая, как и ее «аполлоновские» предшественницы, будет приводняться в океан), а также осуществило 6-минутный полет носителя «Арес-1», который должен выводить «Орион» на орбиту. Возможно, агентство продолжило бы «апробацию» новой техники и дальше, но новый президент США Барак Обама принял в 2010 году решение закрыть программу «возвращения на Луну», а вместо этого переориентировать НАСА на миссии в «дальний» космос, включая экспедиции к Марсу. «Под нож» попали все создававшиеся элементы лунной техники, включая «Орион».

Правда, последнему повезло больше, чем, например, модулю «Альтаир», предназначенному для посадки на Луну, или верхней ступени, которая должна была «буксировать» связку «Орион»-«Альтаир» к Луне. Без корабля, способного доставить астронавтов хотя бы к МКС, США будут полностью зависеть в своей пилотируемой деятельности от российских «Союзов» – перспектива, не вызывавшая никакого восторга ни в Белом доме, ни на Капитолийском холме, ни в НАСА. Поэтому Вашингтон принял решение продолжить разработку «Ориона», поддержав одновременно инициативу ряда частных американских аэрокосмических компаний, проектирующих собственные корабли.

Тот «Орион», который должен отправиться на орбиту в 2016 году, будет несколько отличаться от того, который был «заложен» еще в 2004 году. Новый «Орион» меньше. Если первоначально планировалось, что он будет рассчитан на 6 человек экипажа, то теперь – на 4. Неясно, какой носитель будет выводить его на орбиту. Вначале это был «Арес-1». Данная машина представляла собой модифицированный твердотопливный ускоритель шаттла (каждый челнок имеет два таких ускорителя, которые выглядят, как «карандаши», прикрепленные по бокам кислородно-водородного бака).

Однако в ходе испытаний выяснилось, что «Арес-1» развивает недопустимые вибрации, которые могут серьезно повредить как системы «Ориона», так и неблагоприятно сказаться на здоровье и самочувствии астронавтов. Кроме того, эксперты ВВС США высказали мнение, что если авария носителя произойдет в течение 30-60 секунд после старта, то это будет означать почти 100-процентную вероятность гибели экипажа. По их предположению, разлившееся на месте взрыва или пожара топливо, горящее с температурой 2 200 градусов Цельсия, наверняка уничтожит парашют спускаемой капсулы, которая должна отделиться от носителя сразу же после его аварии. Несмотря на то что НАСА не согласилось с выводами экспертов ВВС, их мнение не могло не бросить дополнительную тень на пригодность «Ареса-1» для пилотируемых полетов.

В настоящее время НАСА рассматривает новую концепцию ракеты для «Ориона», получившей название «Системы для космических запусков» (Space Launch System). Новая машина будет гибридом «Ареса-1» и «Ареса-5». «Пятерка», названная в честь аполлоновского носителя «Сатурн-5», была проектируемым носителем сверхтяжелого класса, который предполагалось использовать для вывода на околоземную орбиту элементов лунной техники, включая «Альтаир» и верхнюю ступень. Поскольку никаких других задач для нее не предусматривалось, работы по «пятерке» были свернуты вместе с программой «возвращения на Луну». Вероятно, теперь неродившийся «Арес-5» вместе с «Аресом-1» даст жизнь другому носителю.

Сегодня окончательная конфигурация будущей американской пилотируемой космической системы еще не утверждена. Но одно можно сказать с уверенностью: именно на ее разработке и постройке будут сконцентрированы основные усилия НАСА в течение ближайших 5 лет. Необходимость этого обусловлена даже не столько научно-техническими, сколько политическими мотивами. Космическая программа всегда была одним из символов технологической и экономической мощи США, и Вашингтон не допустит сколько-нибудь длительной зависимости Соединенных Штатов от России в этой ключевой для американских национальных интересов сфере.


Новости науки и техники читайте в нашей специальной рубрике

XS
SM
MD
LG