Линки доступности

Как «Русский дятел» достучался до Санденса


Артем Рыжиков, Федор Александрович и Юрий Шевчук
Артем Рыжиков, Федор Александрович и Юрий Шевчук

Чернобыль и Майдан сплетены воедино в украинской документальной ленте

Украинские кинематографисты, лауреаты престижной премии Санденс встретились с американскими зрителями в Нью-Йорке.

Как мы уже сообщали, в самом конце января фестиваль независимого кино в Санденсе завершился сенсационным решением присудить Большой приз жюри в секции мировой документалистики фильму «Русский дятел» (The Russian Woodpecker). Снят он американским режиссером Чэдом Грасия (Chad Gracia) совместно с кинематографистами Украины и Великобритании.

Два ключевых участника проекта с украинской стороны нарратор и вдохновитель фильма Федор Александрович и оператор-постановщик Артем Рыжиков побывали в Нью-Йорке, где состоялась встреча в Украинском киноклубе Колумбийского университета c показом трейлера фильма и кинохроники. Вел вечер бессменный глава киноклуба Юрий Шевчук, преподаватель украинского языка университета.

Как рассказал Федор Александрович, все началось с того, что они вместе с Артемом Рыжиковым снимали пятиминутный сюжет для YouTube. Объектом съемки выбрали так называемую «Дугу», расположенную в нескольких километрах от Чернобыльской АЭС, в зоне отчуждения. Это гигантская загоризонтная радиолокационная станция (РЛС), задачей которой было раннее обнаружение запусков межконтинентальных баллистических ракет. За характерный стук в эфире, издаваемый при работе, станция получила неформальное название «Русский дятел». Как считают некоторые эксперты, сигнал «Русского дятла» - самый мощный источник электромагнитной радиации, созданный человеком. В Интернете имеет хождение неподтвержденная версия о том, что станция строилась для секретного воздействия на жителей западных стран.

«Это очень диковинный артефакт советского периода, - рассказал на вечере Федор Александрович. –Огромное странного вида сооружение, как бы материальное воплощение "железного занавеса". После Чернобыльской катастрофы РЛС была заморожена. Мы подняли массу документов, опросили множество людей. И возникла версия, насколько неожиданная и невероятная, настолько, на наш взгляд, и правдоподобная».

Согласно этой версии крупный советский начальник, руководивший строительством «Дуги», уже на момент его завершения осознал, что радар не будет эффективным по техническим причинам и запаниковал. Чтобы замести следы бессмысленной траты огромных государственных средств – строительство «Дуги» стоило в два раза больше АЭС – и спасти свою шкуру, он «подстроил» аварию на четвертом энергоблоке Чернобыльской станции. Александрович отказался назвать имя этого начальника, которого, по его словам, уже нет в живых.

В одном из эпизодов Федор взбирается на «Дугу», на самую верхотуру этой решетчатой конструкции. Съемку рискованного сюжета делал Артем, поднимавшийся вместе с ним. Завершить несанкционированную съемку, по словам оператора, удалось благодаря изобретательности их ассистента Марины, которая надолго отвлекла внимание охранника объекта, начав с ним кокетничать.

Федор и Артем рассказали о своих чернобыльских изысканиях американскому театральному режиссеру Чэду Грасия, который ставил в то время в одном из театров Киева инсценировку «Анны Карениной», и британскому продюсеру Майку Лернеру, известному по документальному фильму «Pussy Riot: A Punk Prayer», где он выступил сорежиссером.

Проект постепенно разросся и стал копродукцией Украины, Великобритании и США. Чэд Грасия согласился стать режиссером фильма, а Майк Лернер – продюсером.

«Чэд работал в театрах на Бродвее драматургом, - отметил Федор. - Мы говорили с ним на одном языке. Мы были интересны друг другу».

Начало Майдана внесло важные коррективы в проект. «Нам было важно показать незримую связь между Чернобылем и Майданом, - подчеркнул в беседе с «Голосом Америки» Федор Александрович. – И там, и там представители советской империи совершили тяжкие преступления. Мы с Артемом были на Майдане практически с первого дня, и я хорошо помню, как мирное выступление народа за свою независимость было в одно мгновение обагрено кровью. Когда на (улице) Грушевского убили Сергея Нагояна, стало ясно: эти люди, люди Януковича, пойдут на все, чтобы остановить революцию. Империя вернулась, чтобы помешать украинскому народу обрести свободу».

По словам Александровича, когда подготовка проекта фильма шла полным ходом (речь идет еще о времени правления Януковича), с ним вступили в контакт представители украинских спецслужб и потребовали прекратить чернобыльское расследование, угрожая его семье.

«В Чернобыле мы увидели метафору того, что сейчас происходит в Украине, - сказал «Голосу Америки» Артем Рыжиков. – О Чернобыле написаны тонны лжи. И сегодня по той же схеме пытаются оболгать Майдан, исказить его ход, его идеи. Для меня Майдан стал реализованной мечтой, сказкой. Сотни тысяч людей были как братья и сестры. Помогали друг другу, готовили еду, кормили незнакомцев, пели, танцевали. Эту атмосферу единения невозможно забыть».

Артем сообщил, что фильм снимался практически без бюджета. «Нам отказали в финансировании в Госкино Украины, - сказал он. - Мы все работали бесплатно».

«Когда я узнал, что наш фильм получил Большой приз Санденса, - сказал Федор, - я лежал в номере отеля с сильной простудой, у меня был сильный жар. Так что не довелось побывать на вечеринке и потусоваться с Робертом Редфордом и Брэдом Питтом. Член жюри Санденса режиссер и писатель Марк Казинс сказал мне, что наш фильм для него как "Гражданин Кейн", то есть - новое слово в кино. Я очень горжусь таким сравнением».

«Невероятные объемы истории, ошеломляющих новостей, личной драмы, культурного контекста втиснуты в очень сжатый хронометраж фильма, - пишет в своей рецензии в "Вэрайети" кинокритик Деннис Харви. - "Русский дятел" удивляет своей изобретательностью и жизнелюбием в презентации нескольких тем, которые вряд ли можно назвать оптимистичными».

А Федор Александрович с его эксцентричной манерой поведения, копной непослушных длинных волос и склонностью к преувеличениям и сарказму, напомнил Деннису Харви князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот».

«Мистификация ли наш фильм? – сказал «Голосу Америки» Федор, - ну только отчасти, в том, что касается меня как героя, появляющегося в кадре. Я реальный персонаж, и в фильме есть дыхание времени. Да, можно увидеть и комизм, элементы бурлеска и игры. Юмор, ирония вообще свойственны украинской культуре, вспомните хотя бы Гоголя».

Как сообщил Федор Александрович, сейчас они с Артемом Рыжиковым близки к завершению игрового полнометражного фильма, который снимается совместно с литовскими кинематографистами.

XS
SM
MD
LG