Линки доступности

Нью-Йоркский кинофестиваль завершился ностальгическим фильмом о Бруклине


Директор фестиваля Кент Джонс. Photo: Oleg Sulkin
Директор фестиваля Кент Джонс. Photo: Oleg Sulkin

Режиссер и актер Эдвард Нортон показал криминальную драму «Сиротский Бруклин»

Представляется логичным, что фильмом об одном из боро Нью-Йорка завершился 57-й международный кинофестиваль Линкольн-центра (сокращенно NYFF). Фестиваль проходил с 27 сентября по 13 октября. Режиссер, автор сценария, актер и продюсер Эдвард Нортон показал свою новую картину «Сиротский Бруклин» (Motherless Brooklyn), криминальную психологическую ретродраму, где он сыграл главную роль. Ранее картина Нортона показывалась на фестивалях в Теллурайде и Торонто.

Несмотря на статус международного события, устроители нынешнего NYFF сделали заметный акцент на «домашней» продукции. Фестиваль открылся мировой премьерой гангстерской саги «Ирландец» (The Irishman) режиссера Мартина Скорсезе с Робертом Де Ниро, Алом Пачино и Джо Пеши.

В качестве «центрального события» была показана «драмеди» режиссера Ноа Баумбаха «Брачная история» (Marriage Story) c Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон, где, кстати сказать, Нью-Йорк также фигурирует в качестве одного из двух мест действия вместе с Лос-Анджелесом.

В разделе «специальные события» показали драму-фэнтези «Джокер» (Joker) режиссера Тодда Филлипса, ранее получившую главную награду на кинофестивале в Венеции и ставшую рекордсменом американского кинопроката. Фильм, как и исполнитель главной роли Хоакин Феникс, считаются фаворитами начавшейся оскаровской гонки.

В этом же разделе NYFF организаторы продемонстрировали реставрированную авторскую версию фильма 1984 года «Клуб Коттон» (The Cotton Club), которую представил публике легендарный режиссер Фрэнсис Форд Коппола.

И, наконец, еще одним «специальным событием» стал необычный гибрид игрового и документального кино «Американский процесс: история Эрика Гарнера» (American Trial: The Eric Garner Story), где воскрешается реальная трагедия молодого афроамериканца, всколыхнувшая общенациональную дискуссию о полицейском насилии.

Весь тот джаз

На гала-просмотр «Сиротского Бруклина» в Элис-Талли-холл пришли звезды фильма – Эдвард Нортон, Бобби Каннавале, Брюс Уиллис, Уиллем Дэфоу и другие. Нортон произнес прочувствованную речь, в которой вспомнил, как студентом колледжа впервые пришел на один из просмотров NYFF 1989 года. Тогда показывался фильм «Делай как надо!» (Do the Right Thing) режиссера Спайка Ли, который по словам Нортона, его потряс и предопределил выбор им будущей карьеры.

Уиллем Дэфоу и Эдвард Нортон. Photo: Oleg Sulkin
Уиллем Дэфоу и Эдвард Нортон. Photo: Oleg Sulkin

Нортон высказал слова благодарности пожарному Майклу Дэвидзону, погибшему при тушении пожара на съемочной площадке во время работы над фильмом. «У Майкла Дэвидзона остались жена и четверо ребятишек, и он пожертвовал собой во имя спасения других, – сказал Нортон, и голос его дрогнул. – Он настоящий нью-йоркский герой».

В завершение гала-вечера выступил знаменитый джазовый ансамбль Уинтона Марсалиса, многократного обладателя премий Грэмми. Джаз в его исполнении звучит и в фильме, придавая ему ностальгический настрой.

На встрече с прессой 50-летний Нортон рассказал, что ему потребовалось девять лет, чтобы найти бюджет, написать сценарий и снять «Сиротский Бруклин», драму о 50-х годах в стиле нуар.

Это вольная адаптация одноименного бестселлера Джонатана Лэтема, выпущенного в свет в 1999 года. Любопытно, что действие романа Нортон перенес из конца 90-х в 50-е годы.

В своем втором режиссерском проекте Нортон играет проницательного частного детектива Лайонела Эссрога, страдающего синдромом Туретта (расстройство нервной системы, сопровождаемое непроизвольным тиком и голосовыми звуками). Детектив в исполнении Нортона полон решимости раскрыть убийство своего босса и друга Фрэнка Минны (Брюс Уиллис) и в упорном расследовании доходит до высших коридоров городской власти.

Ему противостоит влиятельный и грозный городской чиновник, коррумпированный до мозга костей, в сочном исполнении Алека Болдуина.

Путь к славе

Среди фестивальных фаворитов критика особо отметила три фильма – испанский, южнокорейский и российский. Мастер испанского кино Педро Альмодовар снял трогательную и чувственную мелодраму «Боль и слава» (Pain and Glory). Антонио Бандерас вдохновенно играет режиссера, переживающего затяжной творческий кризис и серьезные нелады со здоровьем. Во флэшбеках, когда герой Бандераса уносится в воспоминаниях в свое детство, его мать играет Пенелопа Крус.

Антонио Бандерас и Педро Альмодовар. Photo: Oleg Sulkin
Антонио Бандерас и Педро Альмодовар. Photo: Oleg Sulkin

Как отметил на встрече с журналистами Альмодовар, в своем 21-м игровом фильме он использовал много деталей из собственной биографии. Даже обстановка квартиры главного героя перекочевала на экран из реальной квартиры Альмодовара.

Критики отмечают, что Нью-Йоркский фестиваль сыграл важную роль в популяризации творчества выдающегося испанского мастера в США. Многие его фильмы получили премьеры на NYFF. Не случайно, именно Альмодовар стал автором фестивального плаката этого года.

Провокативный и социально острый триллер «Паразиты» (Parasite) прибыл на фестиваль из Южной Кореи, уже увечанный Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля. Режиссер Пон Чжун Хо словно иллюстрирует известную сентенцию, что бедность рождает мстительность. Семья наглых полунищих мошенников изобретает способы «просочиться» в богатый дом к крупному промышленнику и завоевать доверие его и его домашних. Критики сравнивают напряженный и захватывающий сюжет «Паразитов» с хичкоковским саспенсом.

Своего рода сенсацией стал показ российского фильма «Дылда» (Beanpole) 28-летнего режиссера Кантемира Балагова, ученика Александра Сокурова. Уже первая его картина «Теснота» была показана на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд», где получила приз. Успех дебютной ленты Балагова повторила и «Дылда», удостоенная премии в Каннах и показанная затем на нескольких престижных кинофестивалях, включая Торонто и NYFF.

Балагов воссоздает атмосферу Ленинграда в первые месяцы после завершения войны, где в военном госпитале две молодые женщины, работающие медсестрами, пытаются справиться с бедами, на них обрушившимися. Критики отмечают высокое мастерство режиссера, особенно в работе с актерами и в умении несколькими выразительными штрихами обозначить приметы времени.

Кантемир Балагов (справа) с президентом Kino Lorber Ричардом Лорбером. Photo: Oleg Sulkin
Кантемир Балагов (справа) с президентом Kino Lorber Ричардом Лорбером. Photo: Oleg Sulkin

Как стало известно, американский прокат «Дылды» взяла на себя компания Kino Lorber, специализирующаяся на дистрибуции иностранных и артхаусных фильмов.

За несколько дней до начала фестиваля было объявлено, что нынешний директор NYFF Кент Джонс уходит с этого поста. Он занимал его семь лет. В прошлом году Джонс дебютировал как режиссер, поставив фильм «Диана» (Diane), получивший, в целом, доброжелательную прессу. Он сотрудничал с Кинообществом Линкольн-центра на протяжении более двух десятилетий. Отмечается, что фестиваль 2018 года стал самым посещаемым за всю его историю. По неофициальным сведениям, Джонс намерен сосредоточиться на режиссерских проектах, хотя и продолжит сотрудничество с NYFF как внештатный консультант.

XS
SM
MD
LG