Линки доступности

«В Молдове сегодня кино нет»


Кадр из фильма «Нижняя граница неба»
Кадр из фильма «Нижняя граница неба»

Режиссер Игорь Кобылянский о своем фильме «Нижняя граница неба»

Нью-Йорк– Вернуть молдавское кино на карту киномира будет нелегкой задачей, сказал «Голосу Америки» режиссер Игорь Кобылянский (Igor Kobileanski). Его игровой фильм «Нижняя граница неба» (The Unsaved) на днях показали в Нью-Йорке в рамках гостевой секции ежегодного фестиваля нового кино Румынии.

Фильм показывался на фестивалях в Карловых Варах и в Котбусе, где удостоился премии Международной ассоциации кинокритиков (FIPRESCI). Сценарий фильма написал Корнелиу Порумбойю, один из видных режиссеров «новой румынской волны». А оператором выступил молдаванин Олег Муту, работавший с такими мастерами как Кристиан Мунджиу, Сергей Лозница и Александр Миндадзе.

19-летний герой фильма Виорель живет в захолустном молдавском городке. Его приятель, одержимый конструированием дельтаплана, промышляет торговлей наркотиками и втягивает в это опасное занятие Виореля. А тот, после тяжких раздумий, решает начать не менее опасную двойную игру и вступает в контакт с правоохранителями...

Режиссер Игорь Кобылянский, находящийся в Бухаресте, ответил по телефону на вопросы корреспондента Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: Игорь, этот сценарий Порумбойю писал специально для вас?

Игорь Кобылянский: Нет, он попал ко мне в руки где-то в году 2004-м. Порумбойю с ним возился года три-четыре, а потом отказался.

О.С.: Действие в оригинальном сценарии происходило в Румынии?

И.К.: Да. И все было гораздо комичней, чем в моем варианте. Я перевел действие в Молдову и убрал кое-какие вещи. Ничего принципиально не добавил, кое-что почистил. И главное – у меня стало больше драмы, чем комедии.

О.С.: Ваш главный герой, Виорель, обаятельный парень, к которому испытываешь безотчетную симпатию. Но отдельные действия, которые он совершает, характеризуют его сугубо отрицательно. Плохой хороший человек. Почему именно такого героя вы поставили в центр истории?

И.К.: За ним интересно наблюдать. Вы правы, он располагает к себе, но в нем есть червоточина, гниль. И она постепенно растет, с каждым новым поступком, и к концу фильма он становится уже настоящим злодеем, способным на тяжкое преступление. Он вне морали. Эволюция зла меня заинтриговала в нем.

О.С.: Жизнь в городке очевидно безрадостна. Может, среда его таким сделала?

И.К.: Я в свое время много поездил по Молдове, бывал и в таких городках. Там не возникает вопроса – куда пойти сегодня вечером? Идти некуда. В постсоветское время была хотя бы дискотека. А сейчас и их позакрывали. Я видел там таких людей, как Виорель, я с ними общался. У Порумбойе в сценарии все было веселей. Я все немножко «огорчил».

О.С.: Как вам работалось с оператором Олегом Муту?

И.К.: Олег родом из Кишинева, мы вместе с ним учились в Бухаресте, в Академии театра и кино – он на операторском, я на режиссерском факультете. Я знаю, кто-то из режиссеров жаловался, что с ним сложно работать, поскольку он большой мастер и доминирует на площадке. У меня с ним проблем не было. Иногда мы могли поспорить по поводу конкретного кадра. Но он всегда внимательно меня выслушивал, а потом выдавал отличный результат. Ручной камерой Олег владеет лучше всех.

О.С.: Актеры в главных ролях, на мой взгляд, сыграли убедительно. Как проходил кастинг? Где вы их нашли?

И.К.: Все актеры – молдавские. Виореля сыграл Игорь Бобяк. Он и в жизни такой, как его герой – меланхоличный, не быстрый на подъем. Серджиу Волок, который играет его приятеля, одержимого полетами на дельтаплане, тоже похож на своего героя. Он такой же импульсивный, взрывной, может совершить что-то неожиданное. Так, какое-то время назад он ворвался в здание суда и начал кулаком дубасить в двери кабинетов. В результате нарвался на крупные неприятности, получил тюремный срок, правда, с отсрочкой. Мне было важно, чтобы актеры чувствовали себя комфортно на площадке, плавали бы в одном аквариуме. Почти все актеры работают в театрах, потому что кина в Молдавии нет (смеется).

О.С.: Насколько я помню, в советское время кино в Молдавии было, студия «Молдова-фильм» выпускала по несколько фильмов в год, там работал знаменитый режиссер Эмиль Лотяну. И в постсоветское время кино тоже выживало, здесь снимал, например, режиссер Валериу Жереги. Что же произошло?

И.К.: Затяжная стагнация перешла, так сказать, в регресс. На студии ничего не происходит. Целые поколения кинопрофессионалов исчезли. Люди из-за отсутствия работы сменили профессию, кто-то уехал в Россию, кто-то в Румынию, кто-то в Израиль. Студия существует только номинально. До сих пор не было финансовых вложений государства. В Молдове сегодня кино нет – и как индустрии, и как школы. Правда, парламентом принято решение с будущего года финансировать две-три игровые картины в год. Пока же единственный выход -копродукции с Румынией, Россией, Украиной и другими странами.

О.С.: Вы теперь перебрались в Румынию?

И.К.: Я одной ногой в Румынии, другой в Молдове. Семья моя в Кишиневе. Но и Румыния для меня тоже не заграница, здесь меня уважают, у меня много друзей. Когда тебе за сорок, уже не хочется метаться, менять место жительства. У нас с румынами один язык, одни корни, одни обычаи, очень близкие культуры, хотя траектории движения исторически были разные.

О.С.: Периодически раздаются призывы к объединению Румынии и Молдовы. Как вы относитесь к этой идее?

И.К.: Скажу честно. Я – за. У молдаван была когда-то столица в Яссах, сейчас этот город в Румынии. Конечно, это сложно, не все к изменениям такого масштаба готовы. Народ Молдовы разделен на три части. Первая хочет присоединиться к Румынии, вторая – сторонница независимости, третья желала бы присоединиться к России или Таможенному союзу. К сожалению, в Молдове сейчас все рушится, много абсурда, и это порождает злобу и взаимное ожесточение.

О.С.: Что у вас в ближайших планах?

И.К.: Разрабатываю два сценария. Первый – о полицейском, он ведет расследование в селе, где никто не хочет говорить о совершенном преступлении, все боятся. Второй – более комедийный, полусказочный, о простом человеке, жизнь которого целиком зависит от рыбки в аквариуме.

XS
SM
MD
LG