Линки доступности

Олег Видов: «Америка подарила мне вторую жизнь»


Олег Видов
Олег Видов

В Калифорнии скончался легендарный русский актер

НЬЮ-ЙОРК – Олег Видов любил повторять, что он русский актер, волею судьбы живущий в Америке. 15 мая он ушел из жизни после долгой и не афишируемой битвы с раком. 11 июня любимцу нескольких поколений российских зрителей исполнилось бы 74 года...

Буквально пару месяцев назад он и его жена Джоан Борстен (Joan Borsten) переехали из особняка на вершине горы в Малибу в более просторный и значительно легче досягаемый дом в районе Уэстлейк-Виллидж. Олег, несколько лет назад фактически отстранившийся от дел по причине нездоровья, помогал по мере сил Джоан в ее кипучей деятельности, встречался с друзьями, много путешествовал и писал стихи.

Олег Видов и его жена Джоан Борстен
Олег Видов и его жена Джоан Борстен

Многие из тех, кто постарше, помнят и любят его по его, без сомнения, звездной поре, когда в 60-70-е годы Видов олицетворял в советском кино мужской идеал. Именно неотразимая привлекательность и мощная харизма сделали его для десятков миллионов советских зрителей эталоном красоты и секс-символом, причем в ту эпоху, когда никто этого выражения в СССР и слыхом не слыхивал, а само слово «секс» было фактически под запретом.

Достаточно вспомнить его мустангера Мориса Джеральда из «Всадника без головы», князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане», невозмутимого милиционера из «Джентльменов удачи». А уж какие мифы окружали «экспортную гастроль» белокурого кумира в Данию, для съемок в «эротическом» боевике «Красная мантия»...

Всего Видов сыграл более пятидесяти ролей в фильмах самых разных жанров. Советская власть настороженно относилась к его славе, опасаясь «неадекватного» поведения актера. Его приглашали в престижные международные проекты – «Битва на Неретве» и «Ватерлоо», где он встретился на съемочной площадке с такими актерами-титанами, как Род Стайгер и Орсон Уэллс.

Его побег на Запад в 1985 году оказался довольно опасным приключением, где только череда благоприятствующих обстоятельств помогла ему живым и невредимым пересечь границу (он из Югославии перебрался в Австрию, а затем в Италию). А в Италии произошло, наверное, самое главное событие его бурной жизни «на двух берегах». Он познакомился с Джоан Борстен, журналисткой, работавшей в Риме корреспондентом газеты «Лос-Анджелес таймс». Это была любовь с первого взгляда, об этом автору этих строк говорили спустя много лет и Олег, и Джоан.

В Америке интерес к артистичному беглецу подогревался политической подоплекой его дерзкого побега. Красавец-славянин «выбрал свободу», и тогда, в пору холодной войны, это подстегивало любопытство масс медиа и широкой публики. О степени новообретенной известности Видова говорит хотя бы такой штрих: газета «Нью-Йорк таймс» использовала его фамилию в своем кроссворде.

Тогда, на волне интереса к «перебежчику», его стали приглашать в престижные проекты. Он сыграл небольшие роли в таких популярных голливудских блокбастерах, как «Красная жара» (Red Heat) и «Дикая орхидея» (Wild Orchid). Играл он и в телефильмах, и в сериалах, таких как «Бессмертные» (The Immortals) и «Западное крыло» (The West Wing).

Вместе с Джоан Видов много лет занимался реставрацией и выпуском в свет в США советских мультфильмов на видеоносителях, причем их партнером в этом проекте выступал Михаил Барышников. Видовы и их компания Films by Jove получили права на коллекцию студии «Союзмультфильм» и вложили немалые средства в обновление и перевод на английский лучших произведений советской анимации.

Российская сторона в судебном порядке оспаривала право собственности компании Film by Jove и требовала вернуть библиотеку в «Союзмультфильм». Много лет продолжались судебные баталии. И только когда нью-йоркский суд принял решение в пользу калифорнийской компании, Россия в лице «уполномоченного» олигарха Алишера Усманова выкупила у фирмы Видовых права на прокат анимационной коллекции «Союзмультфильма».

В последние годы Видов снимался гораздо реже. Сказывалась перенесенная им сложная операция на гипофизе. Он говорил мне: «Америка подарила мне вторую жизнь».

Как-то в одном из разговоров он признался, что наработанные роли в американском кино и на ТВ позволяют ему стабильно получать неплохие «роялтиз», то есть отчисления от платы за использование фильмов с его участием. И он с грустью говорил о том, что многие замечательные коллеги-актеры в России заканчивают жизнь в бедственном финансовом положении, поскольку в России этой системы отчислений актерам не существует.

«Мой удивительный муж и родственная душа, которого я встретила почти 32 года назад в Риме в доме Ричарда и Франчески Харрисон, умер прошлой ночью мирно и с достоинством, - говорится в извещении, помещенном Джоан Борстен на ее страничке в Фейсбуке. – Сергей, Аня (невеста сына Сергея) и я были с ним неотрывно, когда его выписали из больницы, где он провел неделю. Каждый день мы сидели вместе и смотрели его фильмы, вчера это были «Тринадцать дней» (Thirteen Days) и «Сказка о царе Салтане».

Уход замечательного артиста Олега Видова оплакивают сыновья Вячеслав и Сергей, друзья и родные Олега и Джоан, многочисленные поклонники его таланта в Америке, России и во всем мире.

XS
SM
MD
LG