Линки доступности

«Ад бывает более привлекателен, чем рай»


Эрик Хайнс и Сергей Лозница. Photo: Oleg Sulkin
Эрик Хайнс и Сергей Лозница. Photo: Oleg Sulkin

Нашумевший фильм Сергея Лозницы «Донбасс» показали в Нью-Йорке

Показанный на многих мировых фестивалях игровой фильм Сергея Лозницы «Донбасс» (Donbass) открыл 8-й Фестиваль инновационного кино «Первый взгляд» (First Look).

Фестиваль проводит Музей движущегося образа (Museum of the Moving Image, или MoMI), расположенный в Квинсе, одном из боро Нью-Йорка. Во второй день фестиваля показали новейшую документальную картину Лозницы «Процесс» (Trial), основанную на архивной хронике печально знаменитого судилища 1930 года над «Промпартией», полностью сфабрикованного сталинским режимом.

В тот же день был показан документальный фильм Виталия Манского «Свидетели Путина» (Putin’s Witnesses), в котором режиссер использовал собственные съемки периода прихода Путина к власти. Сергей Лозница и Виталий Манский представили свои картины зрителям.

Хвала куратору

В программе фестиваля, который продлится до 20 января, более двадцати фильмов из разных стран. На закрытии будет показан фильм французского режиссера Клер Симон «Одиночество молодости» (Young Solitude). Это групповой портрет учащихся средней школы в пригороде Парижа.

Фестиваль организован совместно двумя кураторами – уходящим на пенсию ветераном MoMA Дэвидом Шварцем (David Schwartz) и новым куратором киноотдела музея Эриком Хайнсом (Eric Hynes).

Дэвид Шварц. Photo: Oleg Sulkin
Дэвид Шварц. Photo: Oleg Sulkin

Поддержку фестивалю оказал Институт Гарримана по изучению России, Евразии и Восточной Европы, входящий в структуру Колумбийского университета.

Открытие фестиваля вызвало немалый интерес публики, приехавшей в музей из разных районов Большого Нью-Йорка. О «Донбассе» многие уже были наслышаны, и, конечно, хотелось увидеть фильм на большом экране и задать вопросы его автору, специально приехавшему на нью-йоркскую премьеру.

Вышедшего на сцену объявить о начале фестиваля Дэвида Шварца зрители, многие из которых завсегдатаи музейных просмотров, приветствовали горячими аплодисментами. Шварц покидает музей после 33 лет работы штатным куратором кинопрограмм. За это время он организовал более десяти тысяч кинопросмотров, выставок и других проектов. В 2012 году Шварц инициировал фестиваль «Первый взгляд».

«Вклад Дэвида в деятельность музея неизмеримо высок, - заявил исполнительный директор MoMI Карл Гудман. – Его программы и проекты помогли поставить музей в ряд крупнейших международных институтов. Мы очень надеемся, что он продолжит сотрудничество с нами в качестве гостевого куратора».

О правде и фальши

Просмотр «Донбасса» предварил вступительным словом преподаватель Колумбийского университета Юрий Шевчук (Yuri Shevchuk), создатель и бессменный глава университетского Украинского киноклуба.

«Донбасс» - прекрасный выбор для фестивального открытия, - отметил Юрий Шевчук. – Это блестящий, проницательный, философский, высокохудожественный и при этом глубоко тревожный фильм. Сергей Лозница – один из самых значительных кинорежиссеров, появившихся на постсоветском пространстве. Он родился в Беларуси, получил образование в России и Украине и вот уже два последних десятилетия живет в Германии». Лозница известен своими лентами «Счастье мое», «В тумане», «Кроткая», «Блокада», «Майдан», «День победы» и другими.

«Донбасс». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Донбасс». Кадр из фильма. Courtesy photo

По словам Шевчука, довольно затруднительно «атрибутировать творческое гражданство Лозницы». «Но что безусловно, - заметил он, - так это высокий уровень заинтересованности и страстностив исследовании им особенностей человеческого бытия в современном мире. «Донбасс» - это двухчасовой рассказ о двух областях (Донецкой и Луганской) на юго-востоке Украины, оккупированных российскими войсками. Сергей Лозница использовал для написания сценария более десятка видеосюжетов, которые он увидел на YouTube. За исключением одной новеллы, все они касаются ситуации в оккупированной пророссийскими частями зоне».

«Одновременно, - подчеркнул Шевчук, - смысл картины не может не волновать людей, живущих в разных странах и, возможно, даже не знающих о происходящем в Украине. Ведь фильм касается тоталитаризма, его практики, политики, языка и идеологии, а также значения правды и той ситуации, когда она приносится в жертву тотальной фальши».

Реальность и «копи-пейст»

Представляя фильм перед просмотром, Сергей Лозница отметил, что его особенно интересует стык игрового начала с документалистикой. «Я пытаюсь балансировать на грани этих двух видов кинематографа, - сказал он. – Во время работы над фильмом мы как бы делали "копипейст" реальных видео, создавая имитацию документального стиля и обнаруживая по ходу съемок существенные ограничители» (здесь и далее перевод с английского).

Основанный на реальных событиях фильм состоит из новелл-виньеток и предлагает зрителю совершить сюрреалистичное путешествие в зону военных действий между войсками Украины и пророссийскими сепаратистами. «Донбасс» был выдвинут Украиной на премию Американской киноакадемии «Оскар», но не попал в шорт-лист. Ранее картина получила премию за лучшую режиссуру в программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд».

«Донбасс». Кадр из фильма. Courtesy photo
«Донбасс». Кадр из фильма. Courtesy photo

«Мне трудно четко сформулировать причины моего интереса к теме войны в Украине, - сказал после просмотра Сергей Лозница, вышедший на сцену вместе с модератором обсуждения Эриком Хайнсом. – Но могу одно сказать - причины не только политические. Меня интересуют мотивации обычных людей, человеческое измерение их взглядов. В этом отношении показателен эпизод, где обезумевшая толпа линчует пленного украинского солдата-добровольца. Ад бывает более привлекателен, чем рай. Меня интересует, как люди приходят к таким взглядам и поступкам. Мы видим, как они играют роли, участвуя в фальсификации, в своего рода театральной постановке. Правда, кровь льется настоящая, и оружие стреляет реально».

Эрик Хайнс поинтересовался, как Сергей работал на этом проекте с известным европейским оператором Олегом Муту, уроженцем Молдавии, с которым он уже не раз сотрудничал.

«Мы вместе с Олегом обсуждали сценарий, - сказал Лозница. – Я всегда делаю раскадровки, в которых обозначаю суть данного эпизода. Детали могут меняться, но идея остается. Муту вложил в этот фильм свою энергию, он интуитивно чувствовал, что нужно делать. Сцену свадьбы мы решили снимать одним кадром. Это очень непросто – нужно, чтобы камера была в сплошном движении, чтобы не было скучных планов. Мы снимали этот эпизод два дня, сделали 11-12 дублей. Все очень устали, включая «жениха» и «невесту». Кстати, они в реальной жизни муж и жена, живут в Екатеринбурге. Так вот «жених» подошел ко мне и сказал, что если будет еще один дубль, то он разведется с женой».

В фильме нет одного главного героя, здесь много действующих лиц, заметил Эрик Хайнс. Почему именно к такому драматургическому решению пришел режиссер?

«Мне трудно представить какого-либо одного героя, которому вменялась бы миссия вести зрителя по фильму, от эпизода к эпизоду, - сказал Лозница. – Кто это? Журналист? Нет, это было бы неубедительно и просто скучно. Тут другой принцип сюжетосложения, близкий к поэзии, когда задается определенный ритм».

«Маппет-шоу» в аду

В ходе обсуждения завязалась дискуссия о проблеме аутентичности. Насколько важна правдивость для игрового фильма в показе реальных событий?

«Люди сегодня сами могут создавать фильмы с помощью смартфонов, - заметил Лозница. – Они имеют собственное представление об аутентичности и ждут такого же подхода от нас, создателей фильмов. В Советском Союзе мы жили в системе перевернутых понятий, в системе абсурда. Реальная жизнь заменялась имитациями. А когда появлялось что-то настоящее, его затаптывали и уничтожали. Я сам работал на студии документальных фильмов, и знаю, о чем говорю. Режиссер и оператор Семен Аранович единственный снял похороны Ахматовой, за что поплатился большими неприятностями. Закончилось ли все это падением Советского Союза и коммунистической идеологии? Полагаю, что нет. Как сказал философ Мераб Мамардашвили, «то, что не жило, не может и умирать».

«Вы сосредоточены на показе низости, уродства, жестокости, массовой моральной деградации, - сказал Юрий Шевчук. – Это очень депрессивно – наблюдать за превращением всех людей в зомби. Разве нет в той же зоне российской оккупации порядочных, хороших людей? Почему у вас все так мрачно, беспросветно?»

«Считайте, что я описываю болезнь и поэтому сосредоточен на показе бактерий, - ответил Лозница. – Это своего рода «маппет-шоу» в аду. В России продолжают оставаться табуированные темы, и прежде чем показывать какой-то позитив, нужно ими заниматься. Вы видели хотя бы один значительный российский фильм о ГУЛАГе, сравнимый по уровню с литературой на эту тему? Еще одна тема-табу: в ходе Второй мировой войны в составе вермахта воевали более одного миллиона граждан Советского Союза. Многие из них выступали и против Сталина, и против Гитлера. Их считают предателями родины. Российская агрессия против Украины сделала очевидным, что гражданская война продолжается. И таких тем хватает.

XS
SM
MD
LG