Линки доступности

«Футбольная дипломатия» и Приднестровье


Аудронюс Ажубалис
Аудронюс Ажубалис

Соединенные Штаты и Евросоюз выступили с инициативой активизировать в 2011 году переговоры по урегулированию ряда региональных конфликтов на территории бывшего Советского Союза. Во вторник 8 февраля американский сенатор Ричард Лугар и председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис заявили о необходимости нового подхода к разрешению приднестровского конфликта.

Как сообщала 8 февраля Русская служба «Голоса Америки», сенатор Лугар опубликовал доклад под названием «Положит ли Россия конец последнему «замороженному» конфликту Восточной Европы?», в котором предлагаются пути разрешения ситуации между Молдовой и Приднестровьем. Он также предложил проект законодательства, который создаст условия для укрепления стратегических связей между Вашингтоном и Кишиневом.

Семеро ради одной идеи

В тот же день, во время визита в Молдову, председатель ОБСЕ Аудронюс Ажубалис выразил надежду на возобновление переговоров в формате «5+2» в текущем году. Этот формат подразумевает под собой участие в переговорах стран-гарантов – России и Украины; сторон конфликта – Молдовы и Приднестровья; посредника – ОБСЕ; ЕС и США в качестве наблюдателей за процессом.

Как сообщила в среду 9 февраля пресс-служба МИДа Литвы, еще одним звеном в переговорах между Молдовой и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой (ПМР) должны стать неформальные отношения. «Параллельно с поддержкой переговоров мы также стремимся создать атмосферу доверия и безопасности посредством конкретных проектов, направленных, например, на установление прямых контактов между людьми. Поэтому мы в самом начале председательства организовали совместную образовательную поездку в Вену для студентов с обоих берегов Днестра», – отметил Аудронюс Ажубалис.

«Футбольная дипломатия»

Футбольные болельщики, как метко отметили международные СМИ, явились теми первыми «дипломатами», которые наладили «неформальное международное сотрудничество» между двумя берегами Днестра. Их вояжи на матчи любимых команд из одного города в другой председатель ОБСЕ Ажубалис называет «футбольной дипломатией» и ставит в один ряд наравне с официальными контактами между чиновниками Молдовы и Приднестровья. В настоящий момент в футбольном чемпионате Молдовы насчитывается четырнадцать команд, из которых четыре – приднестровские клубы.

Однако аналитики довольно сдержанно относятся к последним инициативам ОБСЕ и Вашингтона, призванным преодолеть многолетний конфликт. Как отмечает политический эксперт Института развития и социальных инициатив Viitorul Корнел Чуря, нельзя не заметить, что в Тирасполе ставят преграды естественному, народному сближению с Кишиневым.

«Напомню, что пророссийский официальный взгляд не признает существования независимого Приднестровья, – сказал Чуря Русской службе «Голоса Америки», – так как самопровозглашенная республика являлась и является частью территории независимого государства Молдова. Поэтому все проблемы, которые существуют между правым и левым берегами Днестра, должны решаться с учетом мнения Кишинева – это незыблемая позиция нашей официальной власти».

Он говорит, что сегодняшняя политическая ситуация в Молдове не слишком благоприятна для ускорения или обновления процесса урегулирования конфликта. По мнению Корнела Чури, в прошлом году был благоприятный период для того, чтобы Кишинев и Тирасполь продвинулись дальше на пути мирных переговоров. Однако тогда, по словам эксперта, этого не произошло. «Тем не менее, мы хотим видеть продвижение вперед. Надеемся, что влияние Евросоюза в этом вопросе будет важным. Сегодня никто в Молдове не ставит под сомнение, каким должно быть решение конфликта», – многозначительно подчеркивает молдавский политолог.

Из его слов можно сделать вывод, что суверенная и неделимая Молдова немыслима без приднестровских территорий.

Темпы регионализации Европы

С некоторыми доводами эксперта из Кишинева готов согласиться директор Института Организации Договора о коллективной безопасности Олег Бондаренко. Но только до тех пор, пока речь идет о том, что будущее Приднестровья всецело зависит от политической ситуации в Молдове. Дальше Олег Бондаренко предполагает любые сценарии развития геополитической ситуации в регионе. В том числе и такие, которые идут вразрез с мнением молдавских националистов. «Если в Молдове будут преобладать прорумынские настроения, то в этой ситуации ПМР будет вынуждена самоопределяться. Надо быть готовым к тому, что ПМР в контексте регионализации Европы станет отдельным государством», – заявил Олег Бондаренко в интервью Русской службе «Голоса Америки».

Эксперт отмечает, что затягивание разрешения конфликта оставляет все меньше шансов для «реинтеграции Приднестровья в состав независимой Молдовы». А с другой стороны Олег Бондаренко призывает к чрезвычайной осторожности в этом процессе: «ПМР является абсолютно независимым экономическим субъектом. Да, Приднестровье, образно говоря, можно назвать «черной дырой» Восточной Европы. Да, система пронизана коррупцией. Но она автономна и жизнеспособна. Нужно учитывать мнение местных элит, которые понимают, что должны произойти перемены нереволюционным путем. В ПМР просто нет революционных настроений. Для людей, которые понимают, что они живут в полугосударстве с непонятным статусом, важно, чтобы ПМР реализовала свою экономическую и политическую самостоятельность», – подчеркивает Олег Бондаренко.

Прохладные оценки

В самом Приднестровье новые перспективы для урегулирования конфликта с Молдовой, предложенные США и ОБСЕ, видятся без особого оптимизма.

«Мировые игроки, как правило, умышленно упускают из вида некоторые весьма существенные детали, – сказал Русской службе «Голоса Америки» директор тираспольского аналитического бюро Consulting Mobile Роман Коноплев. – Возможно, это делается с целью «сгладить» ситуацию – как раз там, где открытая и свободная дискуссия по наиболее болезненным точкам, наоборот, смогла бы укрепить некий консолидирующий базис, вокруг которого со временем появился бы шанс успешного решения приднестровской проблемы».

По словам эксперта, официальный Кишинев периодически декларативно поддерживает «автономное», независимое сознание приднестровцев, хотя на практике «в нормативных документах обозначает эту территорию как кусочки различных уездов Бессарабии».

«Вторая, не менее болезненная тема, которую часто упускают мировые игроки, это кризисные явления в Молдове, в первую очередь бедность населения и оторванность Молдовы от современных финансово насыщенных рынков труда, товаров и услуг, – продолжает Роман Коноплев. – Это влечет ультраправые настроения, общество наэлектризовано нетерпимостью. Это хорошо известно в Приднестровье, но, к сожалению, перемены в этой сфере движутся крайне медленно, и приднестровцы не чувствуют себя защищенными от проявлений ксенофобии в случае интенсивной интеграции».

В то же время директор российско-украинского фонда «Интеграция» Сергей Морозов указывает на безынициативность отдельных государств, которые номинально считаются сторонами-участницами формата «5+2». «В течение последних двадцати лет Украина практически не использовала свой потенциал для решения приднестровского конфликта. Более того, во время президентства Ющенко транспортная блокада Приднестровья только отбросила процесс мирного урегулирования назад, усилив атмосферу недоверия между Молдавией и Приднестровьем, Россией и ЕС», – сказал Русской службе «Голоса Америки» Сергей Морозов.

Новости стран СНГ читайте здесь

XS
SM
MD
LG