Линки доступности

Новая афганская стратегия: сужение задач


Новая афганская стратегия президента Обамы предусматривает незамедлительный ввод в эту страну дополнительного контингента – как для борьбы с талибами, так и для обучения внутренних сил безопасности, а затем – постепенный вывод американских войск из Афганистана. Как ожидается, вывод войск начнется в 2011 году. Однако десятью месяцами ранее в администрации президента рассматривались иные – значительно более масштабные планы.

По мнению аналитиков, новая афганская стратегия президента представляет собой тщательно продуманную и менее масштабную версию плана, разработанного по распоряжению Барака Обамы вскоре после его избрания и опубликованного в марте нынешнего года.

Между тем, по словам бывшего сотрудника Госдепартамента Дэниела Марки, некоторые проблемы, поставленные президентом, до сих пор остаются без ответа.

«В ходе первоначального изучения стратегии некоторые важные вопросы о ресурсах и графике действий остались открытыми, – подчеркивает Дэниел Марки. – Однако сегодня у администрации есть предварительные сведения о численности войск и о том времени, в течение которого они будут находиться в стране: 18 месяцев. Правда, в будущем вопрос о сроках может быть пересмотрен».

Первоначальная версия нынешней стратегии предусматривала участие в ее реализации значительного количества невоенных специалистов: в их задачу входила помощь афганской стороне в укреплении государственных институтов страны, а также обучение афганских сил безопасности. Рассматривалась и возможность применения регионального подхода к борьбе с терроризмом и вооруженными формированиями.

Между тем, в обнародованной стратегии президента уже не идет речь об укреплении афганской государственности. В ее рамках также не сообщается о конкретных методах вовлечения Пакистана в борьбу против обосновавшихся там боевиков Аль-Кайды. Вместо полного поражения талибов, в поддержку чего выступали несколько членов администрации, новая стратегия стремится подорвать способность боевиков бороться с правительством страны. Между тем, до обозначенного срока вывода войск в Афганистан будет дополнительно направлено 30 тысяч военнослужащих.

По мнению эксперта Джорджтаунского университета по странам Южной Азии Кристин Фэйр, в недавно озвученной стратегии президента не упоминается о состоявшемся ранее исследовании проблемы. «Президент предпочел не упоминать о том, что в последнем варианте стратегии предлагаются более скромные цифры по сравнению с опубликованным в марте исследованием, – говорит она. – В объем стратегии также не вошли задачи создания госинститутов. Однако благодаря изощренному владению ораторским искусством президенту удалось уйти от обсуждения значительных расхождений между представленной стратегией и ее первоначальным вариантом. Между тем, об этом следовало сказать прямым текстом».

В ходе выступления на состоявшихся после оглашения стратегии слушаниях в Конгрессе министр обороны США Роберт Гейтс отметил, что приоритет в рамках предыдущей стратегии был отдан укреплению государственных институтов Афганистана, а не задачам национальной безопасности США. По словам главы Пентагона, этот факт вызвал у него озабоченность: «За последние три месяца в администрации президента обсуждались следующие вопросы: как сделать нашу миссию более реалистичной? Как более ясно выразить, что наша главная цель – укрепление безопасности США?»

Как отметил посол Афганистана в США Саид Джавад, он спокойно отнесся к тому, что в последнем варианте стратегии отсутствует задача укрепления афганской государственности. По его словам, эта цель в Афганистане в любом случае далека от реальности. «Честно говоря, – заявил он, – добиться укрепления государственности в Афганистане не удавалось еще никому. Эта тема муссировалась в контексте различных обсуждений и лозунгов. Однако восстановление Афганистана после конфликта столкнулось с колоссальной нехваткой ресурсов. Так что мы не возражаем против отсутствия этой цели в контексте стратегии Обамы, так как реальной работы в этом направление не велось практически никогда».

Между тем, источники сообщают об ожесточенных дискуссиях по поводу переизбрания Хамида Карзая на второй срок в результате спорных выборов в августе текущего года. По словам сотрудника Совета по международным отношениям Дэниела Марки, Карзай пошел на союз с коррумпированными элементами в связи с реальными или надуманными подозрениями о грядущей потере поддержки США. «На фоне сомнений в дальнейшей политике официального Вашингтона президент Карзай приступил к поиску других союзников, – считает эксперт. – Влиятельных политических деятелей Афганистана, на поддержку которых он мог бы рассчитывать. С точки зрения США эта тактика привела к обратным результатам, так как потенциальные союзники Карзая оказались бывшими полевыми командирами с запятнанной репутацией. США предпочли бы видеть этих людей за пределами афганских политических кругов».

Ряд аналитиков, включая посла Афганистана, выразили удивление в связи с относительно незначительной ролью, отводимой Пакистану в рамках новой стратегии, особенно в изложении официальных источников. По мнению некоторых, США не хотят привлекать внимания к пакистанскому фактору, поскольку сотрудничество между Вашингтоном и Исламабадом является чрезвычайно непопулярным в Пакистане, и значительная часть этого сотрудничества является засекреченной.

XS
SM
MD
LG