Линки доступности

Реакция в России на решение США по ПРО в Восточной Европе


Заявление президента США о решении пересмотреть позицию по созданию ПРО в Европе не прошло незамеченным в России.
Президент Росии Дмитрий Медведев в своем заявлении по этому поводу отметил следующее:

«Я обсуждал эту тему с Президентом США в ходе наших встреч в Лондоне и Москве. При этом мы договорились и зафиксировали в наших договоренностях, в наших совместных заявлениях, что Россия и США будут стремиться к совместной работе по оценке рисков ракетного распространения в мире.

Сделанное сегодня в Вашингтоне заявление показывает, что для такой работы складываются неплохие условия. Разумеется, предстоит еще провести предметные консультации экспертов, и, конечно, наша страна к ним готова.

В любом случае в ходе запланированной на 23 сентября в Нью-Йорке моей встречи с Президентом Обамой у нас будет хорошая возможность обменяться мнениями по всем вопросам стратегической стабильности, включая противоракетную оборону.

Рассчитываю, что мы выйдем на поручения соответствующим ведомствам, российским и американским ведомствам, активизировать взаимодействие, в том числе с привлечением европейских и других заинтересованных государств. Будем сообща разрабатывать эффективные меры в отношении рисков ракетного распространения. Меры, позволяющие учитывать интересы и озабоченности всех сторон и обеспечивать равную безопасность всех государств на европейском пространстве.

Мы ценим ответственный подход Президента США к реализации наших договоренностей. Я готов к продолжению диалога».
Первый заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Александр Торшин сказал Русской службе «Голоса Америки»:

«Это торжество здравого смысла и прагматического политического подхода. Я готов сейчас Бараку Обаме аплодировать стоя. Подобное решение, вне всякого сомнения, повлияет на дальнейшую российско-американскую «перезагрузку». И я уверен, что сейчас следует ожидать ответных шагов российской стороны, которые подтвердят приверженность нашей страны налаживанию партнерских отношений с Соединенными Штатами».

Владимир Дворкин - старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО), один из российских ученых, который имеет генеральское звание и самое непосредственное отношение к проблематике ядерных переговоров между Москвой и Вашингтоном, также с большим оптимизмом воспринял заявление американского лидера:

«Если подобное решение о переориентировании стратегии по созданию ПРО в Европе на альтернативные варианты, например, на создание системы морского базирования, будет принято, то шансы заключить новый договор по СНВ до конца нынешнего года увеличатся, на мой взгляд, с 50 до 80 процентов. И в целом, все это будет способствовать нормализации российско-американских контактов в военной сфере. Я отмечу, что нынешнее заявление Обамы по ПРО в Европе - это вовсе не заслуга Москвы, которая имеет минимальное влияние на американскую политику в этом вопросе. Это решение самого Барака Обамы, о котором он сам говорил, идя на президентские выборы. И мы видим, что американский лидер свои обещания выполняет».

Заявление Барака Обамы комментирует директор Института политического и военного анализа, доктор технических наук полковник Александр Шаравин:

«Еще год назад после победы на выборах в США нынешнего президента-демократа я публично заявлял, что, скорее всего, новая администрация пересмотрит свои планы создания ПРО в Центральной Европе. Причин несколько. Во-первых, в условиях кризиса – это дорогое удовольствие. Во-вторых, эффективность этой системы под большим вопросом. В-третьих, еще неизвестно, насколько Иран способен создавать ракетные комплексы, угрожающие территории США и их европейских союзников. И, в-четвертых, не стоит сбрасывать со счетов жесткую позицию в этом вопросе кремлевского руководства. Вашингтон сейчас никак не заинтересован в конфронтации с Москвой, учитывая желательность подписания нового договора по СНВ или крайнее обострение военно-политической ситуации в Афганистане…

Я как военно-технический специалист не раз утверждал и продолжаю утверждать, что американский проект в Чехии и Польше не представляет угрозы для России и не способен ослабить российский ракетно-ядерный потенциал. Хотя некоторые в нашей стране готовы представить дело именно так. И увидеть здесь чуть ли не победу российской дипломатии. Нет, это победа здравого смысла. Америка никогда не поступилась бы своими стратегическими национальными интересами в угоду кому-то. Впрочем, как и Россия. Поэтому нынешний шаг американской администрации полностью соответствует интересам обеспечения национальной безопасности прежде всего самих Соединенных Штатов».
Независимый военный обозреватель, заместитель главного редактора интернет-издания «Ежедневный журнал» (www.ej.ru) Александр Гольц считает, что нынешнее заявление президента Барака Обамы было давно ожидаемым:

«Известно, что американские демократы, в принципе, никогда не были сторонниками развертывания глобальной системы ПРО и всегда высказывали сомнения в ее эффективности. Я слежу за американской военной деятельностью уже тридцать лет. На моей памяти ПРО – это первый случай, когда Соединенные Штаты стали развертывать страшно дорогостоящую систему, даже не испытав ее толком. И это притом, что множество экспертов критически оценивали боевые возможности такого глобального проекта.

Сейчас, во время кризиса, финансовая проблема стала очень острой. К тому же министерство обороны США, благодаря поддержке президента страны, сейчас планирует перестроить всю систему разработок военной техники и закупок вооружения. Эта перестройка направлена на то, чтобы готовиться уже не к глобальной ядерной войне с давно не существующим СССР, а к многочисленным региональным конфликтам.

И наконец, еще один немаловажный фактор. Программа ПРО в Чехии и Польше была «главной занозой» в американо-российских отношениях. Логично, что теперь следует ожидать улучшения этих отношений. Может быть, даже прорыва. Мне чрезвычайно интересно наблюдать за этим процессом. Ведь если Москву действительно так волновала проблема развертывания третьего позиционного района противоракетной обороны в Европе, то теперь главная причина конфронтации исчезнет. А если для Кремля американская ПРО была только поводом, чтобы время от времени выражать свое раздражение, то теперь надо будет «изобретать» какой-нибудь новый повод. Мы в ближайшее время все это увидим…»

XS
SM
MD
LG