Линки доступности

Игры с атомом: предупреждение катастрофы


Главной темой саммита по ядерной безопасности в Сеуле станет борьба с ядерным терроризмом

Ядерный терроризм угрожает всем странам мира, однако риск ядерного теракта полностью исключить не удастся, считают эксперты. В мире накоплено значительное количество ядерных и радиоактивных материалов, которые используются в самых разных сферах – от энергетики до медицины. Однако само их существование представляет риск, в частности потому, что ядерные материалы и технологии могут попасть в руки террористов.

Шанс попадания в руки террористов ядерного оружия ныне оценивается достаточно невысоко. Более реальна опасность создания террористами «грязной» атомной бомбы – конвенционного взрывного устройства в оболочке из широко применяемых радиоактивных изотопов, таких как кобальт-60, цезий-137, стронций-90 и иридий-192.

Вашингтон – Сеул

Борьба с ядерным терроризмом станет главной темой саммита по ядерной безопасности, который пройдет в Сеуле 26-27 марта. В саммите намерены принять участие главы более 50 государств мира, в том числе президенты США, России и Китая. Кроме того, в Сеул, возможно, прибудут представители Ирана, которые в 2010 году отказались приехать на первый саммит в Вашингтон.

Тогда в Вашингтоне собрались делегации из 47 стран мира. Участники встречи единогласно приняли коммюнике, в котором подтвердили свою приверженность обеспечению безопасности расщепляющихся материалов. В течение четырех лет государства-участники обязались полностью обезопасить свои ядерные объекты и хранилища. Однако меры безопасности, которые рекомендовал предпринять саммит, не носили обязательного характера – каждая страна будет действовать в этой сфере самостоятельно.

Пол Кэролл (Paul Carroll), директор программ фонда Ploughshares, специализирующемся на вопросах обеспечения ядерной безопасности, считает, что за два года государства, принявшие участие в первом саммите, достигли «значительного прогресса».

Исследование, проведенное Ассоциацией по контролю над вооружениями (Arms Control Association), показало, что мировые лидеры выполнили примерно 80% обязательств, данных на вашингтонском саммите. В частности, многие реакторы были модернизированы и ныне не используют высокообогащенный уран в качестве топлива. Ряд стран – среди них Украина – полностью избавились от своих запасов высокообогащенного урана. В то же время, Беларусь отказалась пойти на аналогичный шаг, после того как США ввели санкции в отношении режима Александра Лукашенко.

Контрабанда

МАГАТЭ с 1993 года собирает информацию о выявленных случаях хищения и контрабанды радиоактивных и ядерных материалов, которые потенциально могут попасть в руки государств-изгоев или террористов. За это время было зафиксировано 2 164 подобных инцидента, в том числе 147 (причем в четырех случаях речь шла о высокообогащенном уране) в 2011 году.

Дуглас Шоу, заместитель декана факультета международных отношений Университета Джорджа Вашингтона (Douglas Shaw, The George Washington University's Elliott School of International Affairs), отмечает: «Мы столкнулись с неожиданными проблемами. Распространение ядерных технологий не привело к ожидавшемуся увеличению числа государств с ядерным оружием – но создало новую сферу действий для криминалитета. Именно поэтому саммит по ядерной безопасности столь важен: он позволяет национальным правительствам сотрудничать друг с другом, чтобы адекватно реагировать на такого рода угрозы».

В частности, по мнению Шоу, международные усилия необходимы в сфере ядерной криминалистики – развития технологий, с помощью которых возможно идентифицировать происхождение ядерных материалов. Дело в том, что во многих случаях невозможно установить источник перехваченных правоохранительными органами радиоактивных субстанций.

«Большие надежды возлагаются на то, что развитие таких технологий позволит лучше понять ситуацию, чтобы быть способными более успешно противостоять контрабанде ядерных материалов и ядерному терроризму. Это не научная фантастика, это наука. Ученые и исследовательские организации различных стран, которые обеспечивают хранение ядерных материалов, должны находиться в постоянном контакте друг с другом», – говорит Шоу.

Терроризм

Несмотря на то, что угроза ядерного терроризма существует на протяжении нескольких десятилетий, на сегодняшний момент подобных терактов в мире не произошло – если не считать убийства Александра Литвиненко с помощью радиоактивного полония.

Однако стоит напомнить, что еще в 1998 году Усама бин Ладен опубликовал фетву, в которой призвал к созданию «исламской атомной бомбы». Такие террористические структуры, как «Аль-Кайда», «Лашкар-и-Таиба» и «Аум Синрике» предпринимали усилия в этом направлении.

Теоретически они способны получить в свое распоряжение ядерные боеприпасы: по данным специалистов Гарвардского университета (The Belfer Center for Science and International Affairs at Harvard University), США по разным причинам утратили контроль над 11 ядерными боеприпасами (известны, например, случаи, когда американские стратегические бомбардировщики «теряли» атомные бомбы). По неподтвержденным данным, террористы дважды пытались атаковать пакистанские хранилища ядерных боеприпасов.

Намного выше риск для объектов мирной ядерной инфраструктуры. В мире насчитывается более 130 реакторов, которые оперируют с высокообогащенным ураном, как минимум 40 из них располагаются в развивающихся странах. В 2007 году неизвестные преступники проникли на южноафриканскую АЭС «Пелиндаба», на которой хранится высокообогащенный уран в количестве, достаточном для создания 30 ядерных зарядов.

Пол Кэролл считает, что невозможно гарантировать стопроцентную безопасность объектов ядерной инфраструктуры.

«Невозможно сделать что-либо полностью безопасным, – говорит он. – Мы управляем автомобилями и летаем на самолетах, заранее смиряясь с определенной долей риска. Задача – сделать ядерные технологии и ядерную инфраструктуру максимально безопасной. И здесь мы можем сделать очень многое».

XS
SM
MD
LG