Линки доступности

Иран в фокусе предвыборных дебатов в США и Израиле


Иран. Надпись на плакате демонстранта: «Ядерная энергия - это наше право»
Иран. Надпись на плакате демонстранта: «Ядерная энергия - это наше право»

Предстоящие выборы в США и Израиле, итоги выборов в самом Иране влияют на ход дискуссии о ядерной программе Тегерана

Стремление Ирана обзавестись ядерным оружием не только создает дополнительные заботы дипломатам, но кое-где отражается и на внутриполитических дебатах. Три страны, которые являются главными действующими лицами в спорах вокруг ядерной программы Тегерана, недавно провели выборы или готовятся к ним.

Израиль все больше склоняется к нанесению удара по ядерным объектам Ирана, опасаясь, что вскоре они станут недосягаемыми для атаки. В этом Израиль рассчитывает если не на помощь США, то хотя бы на одобрение Вашингтоном своих шагов. Однако президент Барак Обама, который недавно встречался с израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Вашингтоне, призывает к терпению, рекомендуя подождать пока экономические и политические санкции проявят себя.

Бывший министр израильского правительства Дэниел Леви, который в настоящее время является содиректором Рабочей группы по Ближнему Востоку в фонде «Новая Америка» (New America Foundation), говорит, что обсуждая позиции Нетаньяху в отношении ядерной проблемы Ирана, нельзя упускать из виду внутриполитические аспекты проблемы.

«Не хочу быть чересчур циничным и говорить, что он руководствуется лишь политическими соображениями, но он все же политик, – говорит Леви. – Как мне кажется, многие эксперты делают вид, будто в Израиле нет внутренней политики. А я бы хотел бы внести ее в уравнение. Тогда мы увидим, что Нетаньяху имеет очень хорошие шансы в третий раз стать премьер-министром. И пусть это звучит шокирующее, но для него все это имеет значение».

Выборы в Кнессет – израильский парламент – должны состояться не позднее октября 2013 года, и многие эксперты полагают, что по инициативе Нетаньяху они пройдут досрочно. Недавние опросы показывают, что 42% израильтян выступают за превентивный удар по Ирану, но только если этот шаг поддержит Вашингтон.

Выступая на недавней конференции Американо-израильского комитета по общественным связям – главной произраильской лоббистской организации в Вашингтоне – премьер-министр Нетаньяху заявил, что Израиль не может позволить себе затягивать с решительными действиями против Ирана.

Дэниел Леви говорит, что премьер-министр заигрывает со своей политической базой, постоянно фокусируясь на Иране и отвлекая внимание от неприятной темы израильско-палестинских отношений:

«Биньямин Нетаньяху идет к своей коалиции правых сил и говорит, друзья, разве вы не видите? Иран, Иран, Иран, Иран, Иран. Палестина - сейчас не главная проблема. Кто здесь главный? И разве я не лучший премьер-министр? И все это находит отклик у правых».

В США потенциальные кандидаты в президенты от Республиканской партии бьются за право стать соперником Барака Обамы на ноябрьских выборах. Каждый из них занимает жесткую позицию по Ирану, как, например, нынешний фаворит гонки Митт Ромни.

«Президент должен был создать весомую угрозу военного вмешательства и ясно дать понять, что Соединенные Штаты Америки в случае необходимости готовы пойти на действия военного характера, чтобы не допустить создания Ираном ядерного оружия».

Аналитик Хезер Херлбурт, исполнительный директор неправительственной организации «Сеть национальной безопасности» (National Security Network) говорит, что республиканцы пытаются убедить всех, что президент был «мягок» к Ирану.

«Если Барак Обама – президент, для которого национальная безопасность – наивысший приоритет, если он устранил Усаму бин Ладена – о чем он неустанно напоминает, – то пусть это и будет направлением нашей критики. И тут возникает Иран, потому что нельзя критиковать Обаму за борьбу с терроризмом, также нельзя критиковать его за Ирак и Афганистан, потому что американцы покончили с этими войнами и хотят вернуть войска домой», – говорит Хелбурт.

В самом Иране только что прошли парламентские выборы. По словам Алирезы Надера, старшего аналитика в RAND Corporation, даже в теократическом государстве, каким является Иран, нельзя не учитывать политические соображения.

«Политика имеет важное значение в Иране, – говорит он. – На мой взгляд, неверно считать – хотя так думают многие, – что Иран – это монолитный игрок и вся его политическая система едина в стремлении обзавестись ядерным оружием. Это просто не так. Иранская внутренняя политика формирует его внешнюю политику и ядерную политику».

Верховный лидер аятолла Али Хаменеи получил на выборах хорошую поддержку, в то время как сторонники президента Махмуда Ахмадинежада показали гораздо более скромные результаты. Аналитики считают, что теперь влияние президента значительно уменьшилось. Трита Парси, президент Национального ирано-американского совета и автор новой книги о политике президента Обамы по отношению к Ирану говорит, что верховный лидер может разрешить своим советникам озвучить более умеренные позиции:

«Между этими политическими течениями в Иране есть некоторая разница, которая касается их готовности к компромиссу и степени прозрачности для внешнего мира, которую они готовы допустить. И это может иметь весьма положительные последствия, потому что прямо сейчас как Ирану, так и США нужен компромисс, который спасет их от падения в пропасть, на краю которой они стоят».

Некоторые признаки указывают, что стороны, возможно, уже отошли от пропасти на несколько шагов. Недавно Иран дал понять, что готов возвратиться к переговорам по своей ядерной программе в формате «5+1» с участием пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии. Бряцание оружием со стороны Израиля стало чуть тише, хотя премьер-министр Нетаньяху по-прежнему скептически оценивает эффективность санкций против Тегерана.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG