Линки доступности

На повестке дня ядерной конференции – позиция Ирана и безъядерная зона на Ближнем Востоке


Делегаты со всего мира прибыли в Нью-Йорк для участия в конференции ООН по вопросам нераспространения ядерного оружия – мероприятии, организуемом раз в пять лет. Среди вопросов, которые будут обсуждаться на этой конференции, – вызывающая обеспокоенность ядерная программа Ирана и идея создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке.

Правовой основой усилий, прилагаемых к предотвращению распространения ядерного оружия, является Договор о нераспространении ядерного оружия, или ДНЯО.

ДНЯО, вступивший в силу в 1970 году, был ратифицирован почти 190 странами. В 1995 году государства-участники договора приняли решение продлить его действие на неопределенный срок. Каждые пять лет подписавшие договор страны собираются на конференцию, с тем чтобы обсудить вопросы, связанные с его соблюдением. Именно это происходит в течение этого месяца на конференции ООН.

По словам экспертов, ДНЯО представляет собой «грандиозную сделку»: государства, не имеющие ядерного оружия, не имеют права приобретать такое оружие, в то время как государства, обладающие ядерным оружием, стремятся к разоружению, избавляясь от своих ядерных арсеналов. Все государства имеют право вырабатывать ядерную энергию, но только в мирных целях.

Как отметил Дэрил Кимболл, исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями, в настоящее время ядерное оружие есть у девяти государств. «Это первые пять государств, у которых появилось ядерное оружие, – США, Россия, Соединенное Королевство, Франция и Китай, – говорит Кимболл. – Кроме того, ядерное оружие есть у Индии и Пакистана. У Израиля есть ядерная программа, о которой довольно широко известно и на которую не распространяется система международных гарантий, хотя Израиль не признает наличие относительно небольшого количества единиц ядерного оружия. Что касается Северной Кореи, у них достаточно плутония, чтобы изготовить около 10 ядерных бомб. Никто не знает точно, сколько таких бомб они уже собрали».

Тем не менее, эксперты, в том числе исполнительный директор Центра по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия Джон Айзекс, считают, что ДНЯО оказался успешным в плане ограничения распространения ядерных вооружений.

«Действительно, сейчас в мире больше ядерного оружия, чем тогда, когда был подписан этот договор, – говорит Айзекс. – Однако с другой стороны, в 60-е годы, когда президентом США был Джон Кеннеди, он предсказывал, что в мире будет от 20 до 25 ядерных держав. Этот договор не был безупречным. Он не смог помешать некоторым странам, у которых не было ядерного оружия, создать такое оружие. Однако я думаю, что он стал одним из сдерживающих факторов для стран, которые могли бы разработать ядерное оружие, но решили не делать этого. К числу таких стран относятся Аргентина и Бразилия, Япония, Южная Корея».

Ожидается, что одним из вопросов, которые будут затронуты на конференции ООН, будет ядерная программа Ирана – страны, которая, как подозревают многие государства, тайно осуществляет программу создания ядерного оружия. Однако Тегеран заявляет, что его ядерная программа предназначена исключительно для мирных целей. На этой неделе президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сообщил участникам конференции, что для того чтобы развиваться, его стране не нужны ядерные бомбы.

По словам Генри Сокольски, исполнительного директора Образовательного центра по вопросам политики нераспространения, хотя можно критиковать руководителей конкретных государств, страны, участвующие в конференции, конкретно не называются. «Действуют общепринятые правила дипломатического этикета, в соответствии с которым следует избегать имен собственных, т.е. не произносить названия конкретных стран, – объясняет эксперт. – Однако все знают, что если речь заходит о контроле над соблюдением договора, если речь идет о том, что странам следует воздерживаться от приобретения материалов, необходимых для изготовления бомб – высокообогащенного урана и плутония, – все поймут, что тут имеется в виду Иран. И это будет в определенной степени омрачать весь ход этого мероприятия – как бы все ни старались не произносить это имя собственное – Иран. Тема Ирана будет болезненной темой. Многие государства, как и мы, захотят высказаться на этот счет. Однако я думаю, что будет столь же много государств, которые предпочтут поддержать аргументы Ирана, старающегося доказать, что у него нет ядерной бомбы, и привести свои аргументы в пользу того, что на эту страну не следует давить, не следует применять санкции и т.п.».

Аналитики отмечают, что делегатам следует проявлять осторожность в том, насколько далеко они готовы зайти, критикуя Иран, поскольку, являясь одним из участников ДНЯО, это государство потенциально способно заблокировать любую окончательную резолюцию, которая может быть принята на конференции.

Эксперты, такие как Дэрил Кимболл, отмечают, что на этой конференции будет также обсуждаться идея, которая предлагается уже в течение многих лет, – создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке. «Одним из наиболее активных сторонников этой идеи является Египет, – рассказывает Дэрил Кимболл. – В 1995 году, когда действие Договора о нераспространении ядерного оружия было продлено на неопределенный срок, это было сделано с учетом решения о том, что необходимо приложить усилия к созданию безъядерной зоны на Ближнем Востоке. На этой конференции Египет рассчитывает на то, что другие участники ДНЯО как-то обозначат свое намерение предпринять шаги в этом направлении. Они, в частности, приложат усилия к тому, чтобы государства достигли договоренности о проведении в 2011 году конференции, на которой будут обсуждены планы создания в регионе зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Теоретически эта идея поддерживается всеми странами региона, однако между ними существуют разногласия по поводу того, как это должно быть сделано и каковы должны быть условия существования такой зоны».

По мнению Дэрила Кимболла, на этот раз предложению о создании безъядерной зоны будет уделено больше внимания, поскольку в настоящее время Египет является председателем движения неприсоединения, в котором участвуют 118 государств.

XS
SM
MD
LG