Линки доступности

Бойня в Норвегии привлекла внимание Европы к ультраправым


Бойня в Норвегии привлекла внимание Европы к ультраправым
Бойня в Норвегии привлекла внимание Европы к ультраправым

По мнению экспертов, убеждения преступника соответствуют тому, что проповедуют многие европейские экстремисты

Премьер-министр Норвегии говорит, что разведывательные ведомства европейских стран включились в расследование произошедших на прошлой неделе терактов, жертвами которых стали 76 человек. Йенс Столтенберг заявил, что основные ценности страны лишь укрепятся. То, что произошло в пятницу, является делом рук норвежского фанатика Андерса Беринга Брейвика. Манифест, опубликованный им в интернете, привлек внимание общества к европейским ультраправым.

Выступая в среду, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг сказал, что в стране будет проведена проверка служб, обеспечивающих общественную безопасность, в том числе правоохранительных органов, и будут оценены соответствующие возможности.

Он сказал, что после произошедших в пятницу терактов политическая жизнь в Норвегии станет более активной:

«Больше демократии, больше открытости и более активное участие людей в политической жизни – вот что будет ответом Норвегии на насилие».

Выясняются новые подробности насчет терактов, в том числе появляется более подробная информация о человеке, ответственном за все, что произошло.

Адвокат Андерса Брейвика говорит, что действия его подзащитного наводят на мысль о том, что он психически ненормальный человек.

Однако, по словам политических обозревателей, убеждения преступника вполне соответствуют тому, что проповедуют многие европейские экстремисты.

По имеющимся данным, Брейвик написал 1 500-страничный манифест, который он опубликовал в интернете. В этом документе он выступает против марксизма, мультикультурализма и глобализации и предупреждает об опасности демографической войны, объявленной миру исламом.

Он призывает к крестовому походу в защиту того, что в его представлении является Европой.

Эксперт по европейскому ультраправому экстремизму из лондонского Кингстонского университета Андреа Маммоне говорит, что идеи Брейвика вполне согласуются с взглядами и убеждениями многих правых экстремистов в странах Европы:

«Эти идеи "чистого" общества, "белой" Европы довольно широко распространены среди тех, кто выступает с позиций правого экстремизма. В первую очередь, они выступают против иммиграции, а теперь и против ислама, который стал очень удобной мишенью. Они выступают за Европу, свободную от иммигрантов – это совершенно очевидно».

Такого рода взгляды получают все более широкое распространение в обществе и политике. В Норвегии популистская правая Партия прогресса по числу мест в парламенте уступает только правящей партии. Брейвик был членом этой партии, но потом посчитал ее слишком умеренной.

В прошлом году в Швеции Демократическая партия получила представительство в парламенте страны, выступая под лозунгом «Швеция должна оставаться шведской», а в Финляндии за выступающих с позиций национализма «Настоящих финнов» проголосовал каждый пятый избиратель.

Все это происходит не только в странах Северной Европы. В Нидерландах Герт Вилдерс, лидер третьей по величине партии страны, говорит, что не испытывает ненависти к мусульманам, а просто ненавидит ислам.

К. Бисвас из журнала New Internationalist говорит, что за последнее десятилетие многое изменилось:

«Мы видим, как в Италии, Дании и Голландии некоторые партии появились в результате отделения от более массовых консервативных движений, и они сыграли важную роль. Они повлияли на иммиграцию. Они повлияли на то, что и как говорят общепризнанные политики».

По всей Европе ультраправые выражают свое возмущение и осуждают Брейвика. Лидер норвежской Партии прогресса Сив Йенсен назвал действия Брейвика «омерзительными».

Крайне правые могут согласиться с большинством из того, что проповедует Брейвик, но не с его тактикой и методами.

Бисвас говорит, что важно отделять одно от другого:

«Интересно, что теперь таких взглядов придерживаются не только какие-то маргиналы. Они получают все более широкое распространение. Я думаю, неправильно увязывать исламофобию, враждебное отношение к элите с актами насилия».

Он говорит, что политический экстремизм может быть довольно опасным первым шагом, но весь путь необязательно должен вести к насилию.

Другие материалы читайте в нашей рубрике «Норвежская трагедия: лицо зла»

XS
SM
MD
LG