Линки доступности

Саммит в Сеуле: насколько серьезны угрозы КНДР?


Эксперты считают, что угрозами «войны» и запуском спутника Пхеньян тестирует линию поведения в период смены власти

За несколько дней до начала работы саммита по ядерной безопасности в Сеуле Северная Корея предостерегла его участников от критики ее ядерной программы. Через свои государственные СМИ Пхеньян сообщил, что любые порицания его действий в документах саммита будут расцениваться как «объявление войны».

Подобные угрозы со стороны Пхеньяна – не редкость. Северная Корея часто угрожает войной, когда сталкивается с международной критикой в свой адрес. Но в этот раз масло в огонь добавляют планы КНДР осуществить запуск баллистической ракеты в апреле – лишь через несколько недель после того, как она согласилась прекратить подобные испытания.

По мнению экспертов, хотя северокорейская тема, скорее всего, всплывет на саммите, пока не ясно, какую роль ей отведут в основных дискуссиях.

Директор Центра исследований политики Северо-Восточной Азии в Вашингтонском Институте Брукингса Ричард Буш говорит, что к угрозам Северной Кореи отнесутся как к «стрельбе из незаряженных орудий». Но, несмотря на это, в заключительном заявлении саммита северокорейская тема, по-видимому, найдет отражение, поскольку это «отвечает интересам принимающей стороны», то есть Сеула.

Авраам Денмарк, советник по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе в Военно-морском аналитическом центре в пригороде Вашингтона, считает, что участники саммита не оставят Пхеньян без внимания.

«Северная Корея представляет самую серьезную угрозу стабильности в северо-восточной Азии, поэтому она по праву станет одним из главных вопросов дискуссии, – говорит он. – Воинственность Северной Кореи и ее поведение в последнее время делают ее более чем уместной темой для обсуждения».

Но угрозы войны – это еще не все. Недавно Пхеньян сообщил о планах запустить в апреле спутник. Объявление об этом появилось после того как в феврале Северная Корея согласилась приостановить ядерные испытания, запуски баллистических ракет дальнего радиуса действия и другие работы в ядерной сфере.

Несмотря на заверения Пхеньяна, что запуск спутника преследует научные цели, США и другие страны считают, что он станет прикрытием для испытания баллистической ракеты.

Политолог из Джорджтаунского университета Бальбина Хванг говорит, что документы саммита должны отражать содержание дискуссии, «включая правдивые заявления о Северной Корее, нравятся они ей или нет».

В заключительном коммюнике предыдущего саммита по ядерной безопасности, проходившего два года назад, о Северной Корее не упоминалось. Даже на полях форума этому коммунистическому государству уделялось лишь второстепенное внимание. Предыдущий лидер КНДР Ким Чен Ир мог стать участником нынешнего саммита – президент Южной Кореи Ли Мен Бак был готов пригласить его при условии, что Пхеньян откажется от своих ядерных амбиций.

Этого не случилось, и кроме того северокорейский лидер умер в декабре прошлого года. Нынешний саммит проходит в период усиления неопределенности в отношении Северной Кореи в связи со сменой власти в этой стране.

По мнению многих аналитиков, риторика Пхеньяна вполне укладывается в традиционные рамки. Угроза войны и намерения осуществить запуск ракеты являются отражением внутренней политики Северной Кореи, говорит Авраам Денмарк. «После смерти Ким Чен Ира Пхеньян все еще разрабатывает модели поведения и принятия решений, – говорит он. – По всей видимости, динамика переходного периода отражается на его внешней политике».

Бальбина Хванг уверена, что хотя запуск спутника и февральское соглашение противоречат друг другу, они являются частью тактики Пхеньяна, который пытается определить черту, до которой он может доходить в своих провокациях.

«Хотя правительство США заявило, что запуск спутника подпадает под мораторий от 29 февраля, Северная Корея явно хочет вынести эти заявления на суд международного общественного мнения, – говорит она. – Это также попытка перебросить мяч на американскую половину поля, потому что теперь, если соглашение будет расторгнуто, Северная Корея может обвинять в этом США».

Аналитик Ричард Буш согласен, что действия Пхеньяна могут быть частью какого-то плана, но Северная Корея может просчитаться, если будет думать, что США поверят ее заявлениям, что испытание ракеты и запуск спутника – это разные вещи.

«Возможно, Пхеньян также пытается повлиять на апрельские выборы в Национальную ассамблею Южной Кореи, – говорит Буш. – Я также уверен, что Пхеньян раздражен тем, что честь провести конференцию такого уровня выпала Южной Корее».

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG