Линки доступности

НКО и реестр «иностранных агентов»: стратегия выживания


Одни правозащитные организации начали процесс самоликвидации, другие готовят судебные иски против прокуратуры и Минюста

Правозащитный Совет Санкт-Петербурга, куда входят представители ведущих некоммерческих организаций и гражданские активисты демократической направленности, провел заседание, на котором обсуждалась ситуация с НКО, внесенными в реестр «иностранных агентов».

Дело в том, что 30 декабря, то есть за день до начала длинной череды выходных в России, Министерство юстиции внесло в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, общественную правозащитную организацию «Гражданский контроль», автономную некоммерческую организацию «Ресурсный правозащитный центр» и «Лигу избирательниц».

«Работать нам все равно не дадут»

Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Наталья Евдокимова оценивает складывающуюся ситуацию, как весьма тревожную. В разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» она сообщила, что члены Правозащитного Совета Санкт-Петербурга обсуждали тактику поведения: «Все наши организации ни в коем случае не хотят работать под вывеской “иностранного агента”, но при этом у них разные модели поведения. Все эти организации сейчас пытаются через суд добиться права не именоваться “иностранным агентом”. Но при этом одни организации приступили к процедуре самоликвидации, а другие еще работают как юридические лица», - отмечает Наталья Евдокимова.

В начале декабря против НКО «Лиги избирательниц», координирующей движение «За честные выборы», было возбуждено уголовное дело из-за использования якобы контрафактного экземпляра бухгалтерской программы «1С». Председатель Совета «Лиги избирательниц» Татьяна Дорутина в настоящее время находится в Литве. В телефонном разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» она сказала, что в настоящее время юристы организации не получили от Минюста никаких документов, поэтому комментировать ситуацию она не может.

Директор автономной некоммерческой организации «Ресурсный правозащитный центр» Мария Каневская, в свою очередь, заявила о необходимости добиваться отмены самого закона об «иностранных агентах». Каневская считает, что данный закон не работает «потому что некоммерческие организации не занимаются политической деятельностью». Иными словами, НКО, внесенные в реестр «иностранных агентов», не участвуют в выборах и не борются за власть.

Что же касается непосредственно «Ресурсного правозащитного центра», то по свидетельству Марии Каневской, в офисе организации не проводилось никаких проверок, и внесение в реестр «иностранных агентов» было расценено сотрудниками НКО как «неприятный предновогодний подарок».

Дело в том, что сразу же после вступления закона в силу, участники «Ресурсного правозащитного центра» отказались от любых обсуждений действующего российского законодательства, перестали его критиковать и вносить предложения по изменениям нормативных актов и уклонялись от любых комментариев на эту тему. «Тем самым мы прекратили формировать общественное мнение относительно проводимой в государстве политики. То есть, попытались обезопасить себя всеми возможными способами», – утверждает Мария Каневская.

Поводом же для внесения НКО в реестр «иностранных агентов», по мнению директора организации, стало финансирование из зарубежных источников. Кроме того, по мнению Каневской, проверяющие органы поставили знак равенства между ее выступлениями в качестве эксперта по российско-грузинским отношениям и деятельностью «Ресурсного правозащитного центра». Хотя, как утверждает собеседница «Голоса Америки», на форуме в Грузии она фигурировала как частное лицо без какого бы то ни было упоминания руководимого ею НКО.

Оценив сложившуюся ситуацию, сотрудники «Ресурсного правозащитного центра» приняли решение о самоликвидации НКО. «Мы все юристы, и мы поняли, что нам проще закрыться и продолжить деятельность в личном порядке в качестве консультантов. Я не вижу ничего сверхъестественного в ситуации с нашей организацией, потому что мы видели, что происходит с Россией в последние месяцы, - продолжает Мария Каневская, - и мы активно обсуждали различные варианты нашей деятельности. И поскольку у нас есть другая некоммерческая организация, куда не поступали никакие средства извне, мы продолжим работать там, кроме того, будем оказывать консультационные услуги как частные лица. А “Ресурсный правозащитный центр” мы закрываем, потому что работать нам все равно не дадут, нас замучают различными проверками и будут разорять штрафами. И мы не сможем оказывать помощь другим некоммерческим организациям», - отметила Мария Каневская.

И в конце разговора сообщила, что уже наложенные штрафы «Ресурсный правозащитный центр» намерен обжаловать в судебном порядке, так же, как и включение НКО в реестр «Иностранных агентов». «Но шансы на успех не велики», – признает Каневская.

«План – выполнен!»

Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» прекращать свою деятельность не собирается. Председатель НКО Елена Шахова в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» рассказала, что 25 декабря «Гражданский контроль» по почте получил от Городской прокуратуры Санкт-Петербурге представление по результатам проверки, проводившейся с 21 октября. «В этом документе указано, что “Гражданский контроль” занимается политической деятельностью и получает иностранное финансирование, – сообщила Елена Шахова. – Под политической деятельностью прокуратура понимает обсуждение действующего российского законодательства как во время публичных дискуссий с участием юристов и ученых, так и в публикациях нашей организации».

С точки зрения «Гражданского контроля», такая трактовка является «нонсенсом», поэтому юристы НКО вначале подготовят ответ Городской прокуратуре на ее представление, а затем будут обжаловать его через суд.

Что же касается внесения организации в реестр «иностранных агентов», то, по мнению Шаховой, это было сделано с нарушением закона: «Нас вначале должны были уведомить о внесении (в реестр “иностранных агентов” – А.П.). Но этого сделано не было, и мы случайно обнаружили себя в этом реестре. И, соответственно, это мы тоже будем обжаловать, потому что не считаем нашу деятельность политической».

Сам факт внесения трех правозащитных организаций в реестр «иностранных агентов» непосредственно перед Новым годом Елена Шахова объясняет так: «Очевидно, перед руководством Министерства юстиции была поставлена задача, чтобы к концу 2014 года реестр пополнился каким-то значимым числом организаций. И на сегодняшний день так и есть: в реестре находятся 30 организаций. То есть – план выполнен!», – иронизирует председатель «Гражданского контроля».

В законе есть «лазейка»

Касаясь перспектив судебного разбирательства с Городской прокуратурой и с Минюстом, Елена Шахова замечает, что опыт предыдущих исков, поданных различными НКО против этих двух госструктур, не внушает особого оптимизма. «Но мы считаем, что необходимо использовать все возможности, то есть прохождение всех российских инстанций для защиты своих прав для последующего обращения в Европейский суд по правам человека», – отмечает правозащитница. И напоминает, что жалоба 11 российских неправительственных организаций находится в Страсбурге с февраля 2013 года. «И мы регулярно информируем Европейский суд о том, какое развитие событий в отношении организаций-заявителей происходит в России», – подчеркивает Елена Шахова.

Со своей стороны, Наталья Евдокимова заметила, что в Правозащитном Совете Санкт-Петербурга не возлагают больших надежд на выигрыш некоммерческими организациями судебных исков против прокуратуры и Минюста.

В то же время стало известно, что правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», также внесенная в реестр «иностранных агентов» намерена подать в суд заявление о противозаконности этого шага со стороны Минюста. Дело в том, что в Законе об «иностранных агентах» утверждается, что та или иная организация может быть внесена в соответствующий реестр только на основании «актуальной информации». В то время, как «Солдатские матери Санкт-Петербурга» почти год не получают финансирования из зарубежных источников.

XS
SM
MD
LG