Линки доступности

Обама и Медведев подпишут новый договор по СНВ


Президенты США и России сегодня подтвердили, что работа над новым договором о сокращении стратегических наступательных вооружений завершилась и что соглашение будет подписано 8 апреля в Праге.

Белый дом и Кремль синхронно опубликовали основные положения нового соглашения. Согласно условиям договора, в распоряжении каждой из сторон окажется 1 550 развернутых боезарядов. Этот уровень на 71% ниже, чем в договоре СНВ-1 от 1991 года, и на 30% ниже по сравнению с уровнями, зафиксированными в Московском договоре 2002 года. Первое соглашение утратило силу в декабре 2009 года, второе – после вступления в силу нового договора по СНВ.

Эксперты считают, что этот договор позитивно скажется на безопасности обеих стран. Дирк Джеймсон (Dirk Jameson), генерал-лейтенант в отставке, в прошлом занимал пост заместителя командующего Стратегическим Командованием США (US Strategic Command).

Вот что он сказал корреспонденту «Голоса Америки»: «Я был связан с этой проблематикой многие годы, одно время командовал стратегическими ракетными силами США. Я был связан с подготовкой американо-советских и американо-российских соглашений о ядерных вооружениях. И я счастлив, что Россия и США согласились заключить этот договор, и уверен, что он позволит улучшить отношения между двумя странами».

Павел Золотарев, заместитель директора Института США и Канады РАН, отмечает: «В принципе, стратегические вооружения США и России на безопасность обоих государств влияния практически не оказывают. В политике США и России ядерное оружие – давно уже не аргумент. Это тот арсенал, который достался нам в наследство, мы вынуждены поддерживать его в стоянии взаимного ядерного сдерживания».

С ним согласен Дэрил Кимболл (Daryl Kimball), исполнительный директор Ассоциации по контролю за вооружениями (Arms Control Association) подчеркивает: «Эти арсеналы более не нужны для обороны США и России – Москва и Вашингтон более не являются врагами, и ядерное оружие превратилось в обузу».

В новом договоре зафиксировано, что все стратегические вооружения будут базироваться только на национальной территории каждой из сторон. Важным отличием этого соглашения от предыдущих договоров является то, что каждая из сторон получит право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений.

В документе будет зафиксирована взаимосвязь стратегических наступательных и оборонительных вооружений. Однако договором не будут определены ограничения на испытания, разработку или развертывание систем противоракетной обороны, а также конвенционных сил дальнего радиуса действия.

Павел Золотарев считает системы противоракетной обороны, развертываемой в Европе, серьезной проблемой: «Этот договор может с высокой степенью вероятности оказаться последним российско-американским соглашением по сокращению СНВ. Конечно, если мы не найдем компромиссных решений по ПРО. Заложенные в договоре лимиты, ориентированы на неблагоприятное развитие сотрудничества или отсутствие договоренности в области ПРО».

Договор будет включать меры верификации – часть из них была ранее определена договором 1991 года, часть – впервые включена в двусторонние соглашения. Дэрил Кимболл отмечает, что «будет проводится обмен телеметрическими данными об испытательных пусках ракет. По условиям нового договора, будет ограничен объем передаваемой второй стороне данных». Ранее Россия выражала недовольство результатами обмена телеметрическими данными о ракетных пусках (это предусматривал договор СНВ-1), потому что она активно разрабатывает новые образцы ракет, а США ограничиваются модернизацией старых.

Срок действия нового договора – 10 лет, если до его истечения он не будет заменен новым соответствующим документом. Договор может быть продлен на срок, не превышающий 5 лет. Кроме того, каждая из сторон имеет право на выход из договора – это стандартное условие для такого рода соглашений.

Уильям Поттер (William Potter) эксперт Центра изучения нераспространения при Монтерейском институте международных исследований (James Martin Center for Nonprolifereation Studies – Monterey Institute of International Studies) отмечает: «Сторонам было крайне сложно достичь компромисса до начала очередной конференции по анализу результатов действия Договора о нераспространении ядерного оружия, которая откроется 3 мая. На мой взгляд, заключение нового договора по СНВ позволит придать новый импульс процессу нераспространения и ядерного разоружения».

Поттер сомневается, что Иран и Северная Корея застопорят развитие своих ядерных программ. Однако он считает, что новый договор может позволить консолидировать позиции международного сообщества: «На конференциях по Договору по нераспространению государств ядерные государства обычно пытаются координировать свои действия по большинству вопросов, но и им бывает сложно привлечь на свою сторону неядерные государства. Позитивный опыт США и России, как я надеюсь, побудит и другие государства проявлять большую гибкость».

Международное значение нового соглашения подчеркивает Лоренс Корб (Lawrence Korb), старший научный сотрудник Центра за американский прогресс (Center for American Progress), в 1980-е годы работавший помощником министра обороны США.

«В целом, заключение нового договора по СНВ, соответствует духу и букве статьи шестой Договора о нераспространении ядерного оружия. Российско-американский договор даст международному сообществу больше сил для противостояния ядерным амбициям Ирана и Северной Кореи, которые обязаны соблюдать положения этого фундаментального международного соглашения. Очень важно, что благодаря этому договору будут сокращены ядерные арсеналы – ядерное оружие невозможно уничтожить за одну ночь, но это важный шаг в правильном направлении».

Подписанный президентами договор вступит в силу после ратификации Госдумой России и Сенатом США.

Читайте также:

Между президентами США и России состоялся телефонный разговор

Пражский договор

XS
SM
MD
LG