Линки доступности

В Тбилиси спорят об отношениях с Россией


Лидер оппозиции Нино Бурджанадзе утверждает, что у Грузии нет шансов присоединиться к НАТО

В Тбилиси около резиденции президента Грузии Георгия Маргвелашвили 24 сентября прошли две акции. Одна, санкционированная, организованная коалицией НПО «Евразийский выбор Грузии» – в поддержку восстановления дипотношений с Россией и против интеграции Грузии в НАТО. Другая представляла из себя контракцию, участники которой протестовали против «предателей», выступающих в поддержку «российских оккупантов».

«Наша главная цель, чтобы Грузия стала нейтральным государством, чтобы объявила военный нейтралитет, чтобы на территории Грузии не было военных баз ни России, ни НАТО, ни других стран и военных учебных центров или подобных этому организаций. Наша главная цель также наладить дипломатические отношения с Россией, чтобы в дальнейшем дипломатическими путями произошла деоккупация Абхазии и Самачабло (Цхинвальский регион)», – заявил председатель НПО «Общество Ираклия Второго» Арчил Чкоидзе.

Его оппоненты, которых не пропускал к «евразийстам» кордон полиции, в свою очередь заявляли, что целью их собрания было выражение протеста против «постыдной пророссийской и коллаборационистской политики», которую якобы проводят нынешние власти, в том числе, как они утверждают, путем поощрения финансируемых Россией СМИ и НПО.

Ранее президент Георгий Маргвелашвили также предупредил об усилении российской пропаганды в Грузии. По его словам, в ситуации, когда перспектива членства в НАТО и ЕС для Грузии не вырисовывается в краткосрочной перспективе, Москва пытается с помощью пропаганды изменить отношение населения Грузии к евроатлантической интеграции.

Согласно недавнему опросу проведенному в Грузии американской неправительственной организацией – Национальным демократическим институтом (NDI), несмотря на то, что поддержка евроатлантического курса среди населения страны все же преобладает – в Грузии увеличивается число тех, кто хотел бы видеть страну в Евразийском Союзе, их число в апреле 2015 года составило 31%. В то время как в апреле прошлого года в аналогичном опросе за членство Грузии в Евразийском Союзе высказались 16% респондентов, а в ноябре 2013 года – всего 11%.

«Совокупность негативных последствий»

Акции в Тбилиси прошли на следующий день после того, как постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко заявил о «возможных негативных последствиях» связанных со вступлением Грузии в НАТО. Напомним, в будущем году на Варшавском саммите Североатлантического Альянса Тбилиси рассчитывает получить План действий по членству (ПДЧ) – это официальная программа НАТО по принятию в альянс новых членов. Участие в ней призвано помочь стране подготовиться к вступлению, однако не гарантирует его.

Российские лидеры неоднократно высказывали недовольство по поводу сотрудничества Североатлантического Альянса с Грузией. Москва особенно ужесточила риторику после того, как стало известно об открытии Учебно-тренировочного центра НАТО в Грузии. Как заявляли представители российской власти, «появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности».

Однако представители НАТО неоднократно подчеркивали, что «никакая третья сторона не сможет повлиять на то, откроет НАТО центр в стране-партнере, или нет». В результате, в рамках нового пакета мер «усиленного сотрудничества» между НАТО и Грузией, учебно-тренировочный центр НАТО открылся в Грузии в августе. Он предназначен для совместного обучения военнослужащих из стран Альянса, стран-партнеров и грузинских военных. Правящая Грузией коалиция заявляет, что не намерена именить внешнеполитический вектор, однако параллельно с евроатлантической интеграцией, желает вести диалог с Россией с целью нормализации хотя бы гуманитарных и экономических связей.

«Определённая прелюдия»

Помимо пророссийских СМИ и НПО, противники НАТО есть и среди грузинских политиков. Если в правящей коалиции, заявления направленные против членства Грузии в Альянсе были сделаны лишь несколькими политиками в единичных случаях, то в рядах оппозиции есть партии, которые открыто противятся атлантической интеграции страны. Среди них наибольшой поддержкой пользуется «Демократическое движение – единая Грузия» и её лидер, бывшая спикер парламента при правительстве экс-президента Михаила Саакашвили – Нино Бурджанадзе.

«Мы в Грузии должны понимать, что нельзя строить безопасность собственного государства за счет безопасности другого государства – ни маленького, ни большого. Потому что это чревато. И пока мы это не поймем в Грузии, у нас всегда будет огромная головная боль... Я сама была сторонницей того, чтобы Грузия была членом НАТО, но это было тогда, когда были совершенно другие отношения с РФ и Западом. Сейчас, давайте скажем реально, у Грузии нет шансов стать членом НАТО», – заявила 24 сентября Бурджанадзе, которая находится в Петербурге, где принимает участие в Евразийском женском форуме. Ранее, во время её российских визитов Бурджанадзе принимал Владимир Путин, на этот раз она провела встречу со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко.

После встречи, Матвиенко похвалила Бурджанадзе, назвав её «человеком, настроенным на конструктивное взаимодействие» и заявила, что отношения между Россией и Грузией испортились «не по вине» РФ и что в России «болезненно переживали», когда в Грузии «велась русофобская политика». Скорее всего она имела в виду период после 2008 года, когда Бурджанадзе перешла в оппозицию к Саакашвили.

«Это определённая прелюдия для того, чтобы после выборов, придя в парламент, уже начинать реально осуществлять те сдвиги, которые необходимы в российско-грузинских отношениях», - заявила в свою очередь Бурджанадзе журналистам комментируя встречу с Матвиенко.

Напомним, по итогам президентских выборов в 2013 году Бурджанадзе, за которую проголосовали 10,18% избирателей, оказалась на третьем месте. В то время как кандидат от партии Саакашвили вышел на второе место с 21,72% голосов, а нынешний президент, которого тогда поддерживала правящая коалиция, набрал 62,12% голосов.

XS
SM
MD
LG