Линки доступности

Грузия пока не достигла соглашения с «Газпромом»


Митинг-концерт "Нет Газпрому!" в Тбилиси, 16 января 2016 года
Митинг-концерт "Нет Газпрому!" в Тбилиси, 16 января 2016 года

Оппозиция требует от президента созыва заседания Совбеза для обсуждения переговоров, «протеворечащих национальным интересам Грузии»

Переговоры министра энергетики Грузии Кахи Каладзе с «Газпромом» оказались безрезультатными, встречи сторон будут продолжены. Об этом заявил Каладзе по итогам последней встречи с Еленой Бурмистровой, генеральным директором российской компании «Газпром экспорт».

«Переговоры продолжаются. Пока мы не достигли общего соглашения... Думаем, что в ближайшем будущем сможем завершить переговоры», – заявил грузинский министр журналистам, комментируя встречу с Бурмистровой, которая состоялась в Вене.

Каладзе высказал уверенность в том, что стороны смогут достигнуть договоренности, которая будет «приемлемой» для Грузии.

Согласно информации Министерства энергетики Грузии, «Газпром» хочет изменить условия транзита российского газа в Армению. Если до сих пор Грузия получала 10% от общего объема российского газа, поставляемого в Армению, в качестве оплаты транзита, то теперь Россия настаивает на денежной оплате, что не устраивает Грузию. Ранее Каладзе заявил, что в случае отказа Грузии принять денежную оплату за транзит, Россия начнет поставлять газ в Армению из Ирана. Одновременно грузинский министр пояснил, что для этого потребуется построить новый трубопровод, так как пропускная способность существующего трубопровода, по которому Армения получат из Ирана газ в обмен на поставку электричества, слишком низкая. Согласно Каладзе, переговоры с «Газпромом» также касаются дополнительных закупок Грузией российского газа в условиях грядущего в стране в скором времени «дефицита газа».

Примечательно, что основным поставщиком газа в Грузию является Азербайджан. В 2015 году 88,5% всего потребленного Грузией газа обеспечила азербайджанская госкомпания «Сокар». Как утверждают грузинские власти, Азербайджан «по техническим причинам» не может обеспечить дополнительные объемы газа до 2019 года. Представители «Сокара» заявляют, что готовы обсудить возможности обеспечения увеличенной в Грузии потребности на газ.

Контраргументы

Практический весь оппозиционный спектр Грузии, и часть общественности категорически против каких-либо сделок с Россией. Они считают, что сотрудничество с «Газпромом» лишит Грузию энергонезависимости. По всей Грузии переодически проводятся акции протеста. За последние недели переговоры с «Газпромом» стали самой обсуждаемой темой в грузинских СМИ.

Оппоненты властей называют две причины по которым, согласно их мнению, Тбилиси может рассматривать покупку газа у России: первая – некомпететность нынешнего руководства, вторая – заинтересованность бывшего премьера Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили, который согласно оппозиции, несмотря на добровольный уход с должности, продолжает править страной «из-за кулис».

Как утверждает находящаяся в оппозиции партия экс-президента Михаила Саакашвили «ЕНД», Иванишвили до сих пор является акционером «Газпрома» и владеет 1%-ом акций этой российской компании. Официального подтверждения этой информации нет, а сам Иванишвили ранее заявлял, что после прихода в политику он продал все свои активы в России.

Противники сделок с «Газпромом» заявляют, что до сих пор власти не смогли предоставить ни одного «убедительного аргумента», подтверждающего необходимость ведения переговоров с Россией, которая ранее уже использовала газ в качестве «политического шантажа».

Что касается заявления Каладзе о возможности снабжения Армении газом из Ирана, оппоненты заявляют, что эта угроза – «вымышленная». На строительство нового трубопровода потребуются годы, Россия в сентябре снизила базовую цену на поставляемый в Армению российский газ с $189 до $165 за 1 тыс. куб. метров. Иранский газ – один из самых дорогих в мире. Турция за 1 тыс. куб. м платит Ирану более $400, и если Россия начнет закупки иранского газа по сниженной цене, все равно эта цена будет намного превышать $165.

«Газпром» шантажирует Каладзе и Иванишвили, а эти двое – грузинское общество. Когда говорят о том, что если мы не согласимся на условия «Газпрома» и не перейдем на денежное возмещение за транзит, то газопровод останется пустым и мы вообще ничего не получим, – это ложь и шантаж грузинского народа», – заявляют в партии Саакашвили.

Фактор Азербайджана

Партия Саакашвили утверждает, что позиция властей по поводу переговоров с «Газпромом» представляет угрозу национальным интересам Грузии. Помимо «проигрышной» сделки, говорят в «ЕНД», «игры с «Газпромом» также могут испортить отношения со стратегическим партнером Грузии – Азербайджаном. Оппозиционеры обратились к президенту Грузии Георгию Маргвелашвили с требованием провести специальное заседание Совбеза по данному вопросу. Президент пока не отреагировал на это предложение.

В свою очередь, грузинский премьер Георгий Квирикашвили заявил, что вопросы связанные со снабжением Грузии дополнительными объемами газа «имеют чисто технический аспект и не находятся в политической плоскости, как это пытаются представить в оппозиции».

Квирикашвили, который 21 января на всемирном экономическом форуме в Давосе провел встречу с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, заявил, что Алиев в скором времени прибудет с визитом в Грузию.

«Встреча с Ильхамом Алиевым прошла в дружеской и теплой атмосфере. Мы, действительно, не говорили о поставках газа. Единственное, что отмечу, так это то, что это вопрос чисто технического характера. Абсолютно никаких разногласий между нашими государствами нет. Наоборот, мы настроены очень оптимистично, совместными проектами, которые мы осуществляем – проект Шелкового пути Баку-Тбилси-Карс, – мы создадим важный источник для экономического роста наших стран», – заявил журналистам Квирикашвили.

Примечательно, что в последний раз азербайджанский президент побывал в Грузии с визитом 5−6 ноября 2015 года. Как раз в то время, когда в связи с переговорами грузинских властей с «Газпромом», в стране впервые крайне накалилась внутриполитическая ситуация.

XS
SM
MD
LG