Линки доступности

В НАТО заявляют, что рано или поздно Грузия присоединится к Альянсу


Нино Бурджанадзе
Нино Бурджанадзе

Оппозиция считает, что у Грузии нет перспективы присоединиться к НАТО

Несмотря на обещания грузинских властей, у Грузии нет перспективы присоединиться к НАТО. Таково мнение экс-спикера парламента Грузии, а ныне лидера оппозиционной партии «Демократическое движение» Нино Бурджанадзе, которую многие в Грузии, и особенно в среде её бывших союзников по партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД), считают пророссийским политиком.

«Нам сказали даже не упоминать ПДЧ, а это практически означает, что вопрос вступления Грузии перенесен на неопределенный срок…», – заявила Бурджанадзе грузинским СМИ комментируя недавнее заявление специального представителя генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу Джеймса Аппатурая.

Напомним, на прошлой неделе Аппатурай заявил грузинским журналистам, что Грузии не стоит рассчитывать на то, что Североатлантический Альянс предоставит ей план действий по членству (ПДЧ) на следующем саммите НАТО, который пройдет в июле в Варшаве.

ПДЧ – официальная программа по принятию в альянс новых членов. Участие в данной программе призвано помочь стране подготовиться к вступлению в Североатлантический альянс, однако не гарантирует его. Грузия надеется получить ПДЧ с 2008 года.

В то же время комментируя слова Бурджанадзе, Джеймс Аппатурай заявил журналистам в Баку, что несмотря ни на что, рано или поздно Грузия присоединится к НАТО.

«Конфликт 2008 года осложняет вопрос членства страны в альянсе, и это, конечно, не случится завтра, но произойдет все равно», – заявил 16-го февраля представитель генерального секретаря НАТО по Южному Кавказу.

Отношения с Россией

Нино Бурджанадзе также раскритиковала грузинские власти за «умышленное вредительство» в контексте отношений с Россией. По её словам, нынешнее руководство Грузии терпит «фиаско» на всех фронтах.

«С одной стороны власти заявляют, что урегулируют отношения с Россией. В то же время выступает... министр обороны Грузии и говорит, что перед современным миром два вызова – ИГИЛ и Россия. Как после этого Россия будет разговаривать с Грузией, или же как могут урегулироваться грузино-российские отношения? ..., – заявила оппозиционерка.

Примечательно, что министр обороны Грузии Тина Хидашели на Мюнхенской конференции по безопасности, которая прошла 12-14 февраля, заявила следующее: «Современный цивилизованный мир, практически, един во мнении, мы стоим перед двумя главными вызовами. Это «Исламское государство» и Россия. Когда контекст таков, естественно, для нас, Грузии, особое значение приобретает активность на этой конференции и выявление в деталях всех тех вопросов, которые жизненно важны для Грузии».

Мнение эксперта

Звиад Абашидзе из Института политологии Тбилисского государственного университета отметил в интервью «Голосу Америки», что в разные годы грузинские политики делали порой «слишком оптимистические» прогнозы насчет темпа евроинтеграции Грузии. В результате, говорит он, среди населения страны появились «преувеличенные ожидания» в данной связи, так что очередная отсрочка ПДЧ для Грузии Североатлантическим Альянсом, может действительно повлечь сильное разочарование среди прозападно настороенного большинства в стране. В данной связи политолог вспомнил доклад «Оценка глобальных угроз», представленный 9-го февраля в Конгрессе директором национальной разведки США Джеймсом Клэппером.

В документе в частности сказано, что медленные темпы западной интеграции и «все более эффективная российская пропаганда» увеличили перспективу того, что Тбилиси может замедлить или приостановить усилия, направленные на евроатлантическую интеграцию.

«Евроатлантическая интеграция зависит не только от грузинских властей. К сожалению, некоторые западные страны, несмотря на заявления в поддержку Грузии, не готовы к конфронтации с Россией. Отсуствие консенсуса насчет Грузии среди членов Североатлантического альянса вызывает раздражение среди определенной части прозападно настроенного населения Грузии, но это не значит, что данный сегмент вдруг переметнется в сторону России», – считает Звиад Абашидзе.

Примечательно, что ранее западные СМИ писали, что противники членства Грузии в Альянсе, Германия и Франция, опасаются негативной реакции со стороны России. Москва неоднократно заявляла, что не допустит расширения НАТО на восток, что «это будет иметь катастрофические последствия».

Политолог также несогласен с заявлениями Нино Бурджанадзе насчет того, что критика России со стороны грузинских министров мешает урегулированию российско-грузинских отношений. По словам Абашидзе, в условиях, когда Россия оккупирует грузинские территории, было бы странно слышать от грузинских властей «дифирамбы» в адрес Кремля.

«Риторика немаловажна, но утверждать то, что в политике похвалой можно достичь результатов, слишком наивно. В таком случае, Грузия уже давно была бы и в рядах ЕС, и среди членов НАТО», – полагает эксперт.

Абашидзе считает, что на данном этапе Тбилиси должен стремиться максимально продвигаться на евроатлантическом пути. По его словам, проводя необходимые реформы в процессе евроатлантической интеграции, Грузия приближается к стандартам демократических стран. Так что, согласно эксперту, помимо непосредственного присоединения к ЕС и НАТО, для развития Грузии важен и сам процесс интеграции в западные структуры.

XS
SM
MD
LG