Линки доступности

Нагорный Карабах: «Черный сад» в цветущем крае


Как разрешить застарелый конфликт, дискутировали в Московском центре Карнеги

МОСКВА – В Московском центре Карнеги прошла презентация нового, дополненного издания книги старшего научного сотрудника Российско-евразийской программы Фонда Карнеги за Международный Мир Томаса де Ваала «Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной», посвященной проблеме Нагорного Карабаха. При этом сам автор участвовал в мероприятии посредством «телемоста».

Выступивший в роли модератора директор Московского центра Карнеги, председатель программы «Внешняя политика и безопасность» Дмитрий Тренин отметил, что карабахский конфликт – один из самых застарелых и трудно разрешимых конфликтов, существующих на территории постсоветского пространства.

«На сегодняшний момент стороны, увы, не приблизились к его урегулированию», – констатировал он.

Книга Томаса де Ваала, впервые изданная около десяти лет назад, приобрела особую актуальность в свете последних боевых столкновений в зоне конфликта. По мнению экспертов, эти события стали самыми драматическими после 1994 года, когда Азербайджан и Армения подписали соглашение о прекращении огня, подведя итоги шестилетней войны, унесшей тысячи человеческих жизней и вынудившей около миллиона людей покинуть свои дома.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовался у участников развернувшейся в результате обсуждения «Черного сада» дискуссии, что они думают о роли США и России в контексте разрешения кризиса.

«Не новость, что для Америки, как и для Европы, этот конфликт не является самым важным, – отвечая на вопрос, сказал Ваал. – Приоритеты здесь известны: Украина, Сирия, Афганистан и так далее.

Однако он и не на третьих местах. Джон Керри и высшие лица администрации президента разбираются в сути конфликта. То же самое можно сказать про Барака Обаму, который при вступлении в должность президента шутил, что теперь ему придется выучить, что такое карабахский кризис».

Как представляется автору, главная проблема заключается в отсутствии политической воли со стороны Баку и Еревана для активизации поиска взаимоприемлемого выхода из тупика.

«Но тогда встает вопрос, зачем другим тратить огромные усилия на урегулирование такого тяжелого конфликта, когда не видно решимости с обеих сторон, в том числе в лице президентов, реально заниматься мирным процессом?», – резюмирует автор «Черного сада».

Что касается России, то в американском экспертном сообществе некоторые считают, что она намеренно эксплуатирует существование конфликта и использует его в своих интересах, заметил Ваал. Однако он не согласен с такой точкой зрения.

«Мы же видим, что была очень серьезная инициатива Дмитрия Медведева в бытность его президентом (он организовал в Сочи встречу глав государств Армении и Азербайджана – В.В.). Вряд ли его можно упрекнуть в нежелании помочь решить карабахский конфликт. Это уже абсурд», – резюмировал эксперт Фонда Карнеги за Международный Мир.
Председатель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко согласен, что для Вашингтона Карабах по степени важности стоит не на первом месте.

«У американцев своя иерархия проблем, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – В первом ряду это Украина, Афганистан, Сирия, Ближний восток. С этой точки зрения, Карабах – абсолютная периферия. Но это не значит, что данная проблема вообще выпадает из поля зрения американцев. К тому же, в США есть армянское и азербайджанское лобби, действует и Минская группа».

США вместе с Россией и Францией являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта.
На взгляд Алексея Малашенко, отличия позиций Вашингтона и Москвы по карабахской проблеме не существенны.

«Получается так: пока есть конфликт, есть и Россия как миротворец, – продолжил он. – Плохой или хороший, это другой вопрос. Сейчас Москва как миротворец выглядит намного хуже из-за своих действий в Украине. Но, тем не менее, она политически в регионе присутствует. А если не будет конфликта, кому она там станет нужна?»

XS
SM
MD
LG